Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 9

Практическая значимость заключается в разработке специальной методики проведения уроков при изучении художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предлагаемая методика может быть использована при совершенствовании содержания и структуры программы, учебников и учебных пособий.

Для обеспечения глубокого понимания учащимися художественного произведения, осознания выдвинутой в нём идеи, созданных образов, художественно-изобразительного мастерства писателя мы рекомендуем решить следующие вопросы:

Опираясь на работы, имеющиеся в литературоведении и методике преподавания литературы, необходимо создать монографический научно-методический труд, посвящённый комментированному изучению художественных произведений.

Программы, учебники и хрестоматии по литературе должны быть пересмотрены с учетом повышения требований к комментированному изучению художественных произведений.

В семинарские планы институтов усовершенствования и переподготовки учителей целесообразно включать, как особо актуальную тематику, методику комментированного изучения художественных текстов и обучение приёмам комментирования.

На занятиях в школе практиковать работу по обучению комментированному чтению.

Целесообразно выделение специальных часов на методику комментированного чтения русской литературы на филологических факультетах в высших педагогических учебных заведениях.

Приложение 1

Тема. А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (8 класс, школа с русским языком обучения)

Цель. Используя возможности приёмов комментирования, углубить восприятие текста повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Приёмы преподавания: эссе по личным впечатлениям, двухчастный дневник.

Оборудование: раздаточный материал, репродукции с графических листов к повести «Капитанская дочка» Г.С. Дмитриевой, С.В. Герасимова, В.Г.Перова.

Ход урока

I. Предварительная беседа

На доске написаны следующие вопросы:

Какой эпизод впечатлил вас больше всего?

Какие жизненные уроки вы для себя извлекли?

Какого литературного героя напоминает вам Пётр Гринёв?

Что в повести для вас было самым страшным?

Школьникам необходимо письменно ответить на эти вопросы. На эту работу отводится 15 минут.

II. Эссе

Учащимся предлагается вспомнить эпизод из собственной жизни, когда выбор имел для них решающее значение.

Написание эссе. Тема: «Я выбираю…». На эту работу школьникам отводится десять минут.

После выполнения задания ученики обмениваются работами и обсуждают их. Несколько сочинений-эссе зачитываются в классе.

III. Вводим новый приём работы с текстом – двухчастный дневник. Необходимо объяснить детям, как нужно работать с текстом. (Это интерактивный приём работы с текстом. Предполагается запись читательских рассуждений, комментариев, оценок по определенной схеме: в левой части записываются цитаты, в правой – комментарий к ним). Задача двухчастного дневника состоит в том, чтобы выявить особенности восприятия текста.

Текст фрагмента повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», распечатанный на отдельных листах, раздаётся ученикам (можно использовать текст книг, предварительно объяснив, с каким фрагментом предстоит работа). Просим выбрать из него любые две фразы и проанализировать с помощью указанного выше приёма работы. Этот приём применяется, чтобы выявить особенности восприятия школьниками повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Покажем, как используется прием «двухчастный дневник» при анализе фрагмента сцены «Суд Пугачева».

Ученики выписывают наиболее впечатлившие каждого из них фрагменты, письменно комментируют их. Этот этап работы длится 15-20 минут.

Фрагмент сцены «Суд Пугачева» выразительно прочитывается вслух, затем читается последовательно, с остановками. Все ученики, у которых есть комментарий к конкретным фразам, знакомят класс с ними.

Покажем, какие замечания и комментарии можно ввести при работе с фрагментом текста повести Пушкина.

Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади поставили наскоро виселицу.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Читайте также:

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер-воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению ...

Методы экспертной оценки
В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов (ЭИР) А.В. Осина положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru