- четкую постановку и реализацию системы заданий с последовательно возрастающими требованиями к точности дифференцировок (различий) при оценке пространственных условий действий и к точности управления
движениями в пределах заданных пространственных параметров.
Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо:
-чтобы движения были точными:
а)по времени;
б)по величине прилагаемых усилий
Профессор В.И.Лях в своих работах выделяет основной методический подход на совершенствование этой способности:
системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Автор предлагает наиболее типичные упражнения на ориентирование в
-ходьба, бег, ведение мяча (рукой, ногой) по линии и разметкам;
-прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном расстоянии друг от друга;
бег с преодолением препятствий и т.д.,
почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и участками).
Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных жизненными различными ситуациями (статистические упражнения- стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).
В физическом воспитании существует несколько методических приемов для совершенствования статистического и динамического равновесия:
для поздно статического равновесия:
удлинение времени сохранения позы;
исключение зрительного анализатора;
уменьшение площади опоры;
-введение неустойчивой опоры;
-введение сопутствующих движений, б) для динамического равновесия:
-упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, расположение и др.)
-упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели). Основной путь совершенствования способности сохранять равновесие, выполнения последовательно усложняющихся заданий.
Обучение упражнениям в равновесии необходимо начинать с принятия правильного положения (плечи развернуты, голова прямо). При передвижении по снаряду следует контролировать взглядом ближайшие 1-1,5м поверхности бревна.
Нужно обучать учащихся элементами самостраховки, научить правильным, элементам игры и соревнования (кто больше удержит равновесие в положении «ласточка», чъя команда до команда добьется более устойчивого соскока т.д.) - все это повышает качество движений.
Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять: [у ]
а)движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;
б)упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;
в)правильно освоенные движения на «результат».
Способность быстро перестраивать двигательную деятельность у детей младшего возраста является очень важной. Способность к перестроению это «умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям».
В теории и методике физического воспитания это способность рассматривается как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость и сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных КС человека.
Ребенок быстрее и эффективнее перестраивает двигательные действия в одних условиях, способен так же эффективно перестраивать их в других, подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с этим следует различать специфические проявления в данной способности.
Для формирования этой способности наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это аналитические и синтетические координационные упражнения подвижных и спортивных игр.
При выполнении определенных двигательных действий, в частности, сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно не участвуют в данных движениях. Излишние мышечное напряжение и недостаточное расслабление приводит к тому, что обозначается
Предупреждение и устранение излишней мышечной напряженности это не эпизоды, одна из стержневой линии в обучении двигательным действиям и воспитании основных физических качеств.
Непременным условием предупреждения и преодоления мышечной напряженности является формирование адекватной установки на расслабление, которая предусматривала бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий. Для выработки такой установки нужны систематические подкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления. Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц на первых этапах физического воспитания играет овладения системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другими упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий (по Л.П.Матвееву). Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:
Читайте также:
Примеры упражнений по обучению технике чтения
Рассмотрим некоторые примеры коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые позволяют детям действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это в свою очередь способствует повышению мотивации учения и его эффективности. Упражнен ...
Основные этапы построения модели в социально-педагогическом исследовании
Выделяют четыре основних этапа построения модели в социально-педагогическом исследовании. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо суще ...
Профессионально-педагогическая культура учителя
Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является резул ...