Задачи и средства руководителя на каждом из этапов дискуссии
Задача |
Средства |
1 этап: ориентация | |
По отношению к проблеме | |
1. Сформулировать цель и тему дискуссии. |
1. Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации,в какой степени следует решить проблему. |
2. Установить время дискуссии. |
2. Объявить участникам о времени, отведенном для дискуссии. |
3. Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию. |
3. Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Указать, в чем значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение. |
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками. |
4. Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы. |
5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок). |
5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным участникам. Руководителю не рекомендуется брать слово первым. |
По отношению к группе | |
1. Познакомить участников дискуссии, если они не знакомы. |
1. Попросить представиться, например, по кругу. |
2. Ориентировать на коллективное решение. |
2. Можно сообщить о преимуществах группового решения. |
3. Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон. |
3. Доброжелательное отношение ко всем участникам – доброжелательные обращения, жесты, мимика, улыбка. |
По отношению к каждому участнику | |
1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы. |
1. Модно, например, установить порядок выступления по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников. |
2. Активизировать пассивных. |
2. Например, обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. |
3. Оказывать помощь выступающим. |
3. Внимательно выслушивать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказать свои мнения, поскольку важно учесть их все. |
2 этап: оценка | |
По отношению к проблеме | |
1. Собрать максимум предложений. Постараться ответить аспекты проблемы. |
1. Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников. |
2. Провести анализ собранных мнений. |
2. Подводить частичные итоги, выделять основные положения, делать предварительные выводы. |
3. Держаться в «русле» проблемы, не допускать отклонений от темы и повторов. |
3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напомнить о целях и задачах дискуссии. |
По отношению к группе | |
1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы. |
1. Всем поочерёдно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счёт других. |
2. Поддерживать деловую атмосферу. |
2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу. |
3. Не допускать личной конфронтации участников. |
3. Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента. |
4. Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. |
4. Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся». |
По отношению к каждому участнику | |
1. Уделять максимум внимания мнению каждого участника. |
1. Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего. |
2. Требовать ясной аргументации. |
2. Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения. |
3. Активизировать пассивных. |
3. Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения. |
4. По возможности сохранять беспристрастность. |
4. Уделять равное внимание, оказывать поддержку всем участникам |
3 этап: контроль | |
По отношению к проблеме | |
1. Чёткое и внятное подведение итогов. |
1. Формулировка вывода, решения или спектра решений. |
2. Сравнить итог с поставленной целью. |
2. Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии. |
3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии. |
3. Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз. |
По отношению к группе | |
1. Принятое решение должно быть групповым. |
1. При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказывать своё мнение по поводу группового решения. |
2. Помочь группе прийти к согласованному мнению. |
2. Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов. |
3. Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений. |
3. Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы. |
По отношению к каждому участнику | |
1. Добиваться того, чтобы у каждого или, по крайней мере, у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии. |
1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии. |
Читайте также:
Формы досуга человека
Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». От умения направлять свою деятельност ...
Анализ психолого – педагогической литературы по
проблеме педагогического общения
Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн – Калика, А.А. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А. И Щербакова и других доказали большое значение общения в труде педагога. По мнению А.А. Лобанова, "общение" как жит ...
Цели обучения иностранному языку, поставленные для младших школьников
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей ...