Психопрофилактика в социально-реабилитационной деятельности преследует цель сохранения, улучшения и укрепления психического здоровья детей и подростков [59, с.115]. К видам психопрофилактической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия.
Консультирование направлено на ориентацию слабослышащих детей в выборе вариантов возможного решения возникшей проблемы. По степени воздействия оно может носить информационный, ориентационный характер или направлено на изменение отношений личности к себе.
Понятие "коррекция" означает исправление. Коррекционные воздействия направлены на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования слабослышащих детей. По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, личности, межличностных отношений.
Психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний. В то же время термин "психотерапия" не является чисто медицинским понятием. Существует и психологическая модель психотерапии, цель которой не излечение от "психических расстройств", а оказание помощи в процессе становления и развития личности.
Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации слабослышащих детей широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством).
Социально-психическая реабилитация слабослышащих детей предполагает проведение комплекса социально-психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний [60, с.386]. Возвращение к психическому здоровью в процессе социально-психической реабилитации слабослышащих детей предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс социально-психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Социально-психологическая форма реабилитации слабослышащих детей - форма воздействия на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.
Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию слабослышащих детей к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к таким детям и их самих к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях и иных микро - и макроколлективах, в обществе в целом.
В понятие "социально-психологическая помощь" могут быть включены следующие ее виды: профилактическая и консультативная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого.
Читайте также:
Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема
Отношение к компьютерным играм в российском обществе неоднозначное — от критических высказываний об их качестве и о том, что эти игры — скорее "умственный протез", чем средство интеллектуального развития, поэтому от них нельзя ничего хорошего ждать для наших детей, до восторгов по пово ...
Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное иссл ...
Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном
возрасте
Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его "умственного инвентаря", который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше ра ...