В рамках элективных курсов на момент исследования среди школьников 9-х классов были проведены профориентационные игры как средство формирования не только коммуникативных навыков учащихся, но и для повышения их уровня профессиональной информированности, выделения дальнейшей профессиональной цели и определением ее соответствия другим жизненным ориентирам.
В течение проведения исследования в двух группах 9-х классах, собранных для прохождения предпрофильной было проведено 16 активизирующих занятий, причем 14 из них профориентационные игры, 2 групповые консультации и семь индивидуальных внеклассных консультаций.
Исходя, из анализа нормативно-правовой литературы учреждения и основываясь на анкетировании предыдущих лет (приложение 5), видно, что учащиеся прошедшие предпрофильную подготовку при выборе профиля отдают предпочтение индустриально – технологическому, технологическому и филологическому направлениям, что соответствует запросам рынка труда.
Таким образом, исследование показало, что Межшкольный учебный комбинат №4 справляется с задачей содействия профессиональной ориентации учащихся 9 классов путем выявления интересов, склонностей учащихся, и расширения их представлений о мире профессий и характере труда для собственной рефлексии согласно выбранной профессии.
Благодаря предпрофильной подготовке, школьник приобретает качества профессионально зрелой личности, подготавливая себя к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии, планируя профессиональную карьеру.
Для оценки изменений в профессиональном самоопределении учащихся было проведено повторное анкетирование, вопросы которого соответствовали первой и второй анкете (Приложение 1 и 2).
Количество обследованных уч-ся: 63 человека.
Анализ анкет показал, что 53% учащихся определилось с выбором профессии и имеют представления, кем бы они хотели стать, что собой представляет выбранная ими профессия, и в какое образовательное учреждение они будут поступать, чтобы овладеть основами этой профессии.
Среди факторов, которыми руководствуются школьники при выборе профессии (Приложение 7), интерес и собственные способности (44%) стали играть большую роль, а влияние близких и знакомых (14%) снизилось, уровень заработной платы (23%) остался почти на том же уровне;
Почти все учащиеся (79%) считают, что связь профильного обучения с будущей профессией есть, и 23% учащихся собираются выбрать профиль исходя из будущей профессии.
Снизилось количество учащихся (47%), сомневающихся в своей готовности к взрослой жизни.
Исходя из анализа второй анкеты (Приложение 6) видно, что все учащиеся девятых классов прошедшие предпрофильную подготовку задумались над выбором дальнейшего обучения по профилю, ориентируясь больше на будущую профессию и подготовку к экзаменам, исходя из сделанного выбора. Влияние сверстников на выбор снизилось, но не сильно (с 44% до 41%).
В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению сущности профессиональной ориентации старших подростков; рассмотрена организация профессиональной ориентации учащихся 9-х классов в условиях школ и межшкольных комбинатов в первой главе работы.
Во второй главе описаны: структура работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска; представлены результаты исследования влияния предпрофильной подготовки на выбор профессии подростками.
Анализ результатов проведённого исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате организации профориентационной работы в условиях Межшкольного комбината, где подростки получают помощь в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей — процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.
2. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.
Читайте также:
Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в
процессе обучения
Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных ...
Комментированное чтение
как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...
Значение учреждений дополнительного образования в становлении
личности ребенка
Дополнительного образования наших детей и подростков имеет огромное значение для наших детей, так как воспитывает в них личность ребенка. В чем же заключается эта значимость? Воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возр ...