Поэтика волшебных сказок

Страница 5

Важно отметить, что "мифологические мотивы часто составляют в классической европейской сказке главную часть сказочной композиции, а семейные (социальные) мотивы выступают в функции сказочного обрамления. Например, исходная конфликтная ситуация “мачеха и падчерица" получает развитие в главной части, где падчерица проходит испытание у лесного демона, а в финале ситуация находит разрешение, вернее, преодолевается за счет счастливого брака, меняющего исходный социальный статус падчерицы" (Там же: 65).

Огромное влияние на изображение потустороннего мира, в который отправляется главный герой, и поэтику волшебной сказки в целом оказали языческие верования и обряды древних славян, прежде всего земледельческие культы земли, воды, солнца. Отсюда вера героев в волшебство "золотых" предметов сказочного мира (их цвет указывает на связь с солнцем) и "живой" воды, их обычай "удариться о сыру землю", чтобы задействовать ее магические силы и перевоплотиться (Зуева, Кирдан 2002: 147).

Частотные упоминания в сказках разнообразных орудий труда (топора, сохи, плуга, ярма, веретена, прялки, ткацкого стана) связано с тем, что древние славяне обожествляли все, что соприкасается с телом человека. В быту такие предметы домашней утвари и одежды украшались магическим орнаментом, в сказке - превратились в чудесные предметы: "топор-саморуб", "скатерть-самобранку", "золотое веретенце", волшебные "жерновки" (зернотерки), позолоченную палицу в пятьдесят пудов, чудесную дубинку (охотничью дубину) и т.п.

Характерная для мифологического сознания идея бессмертия и единства живых существ обусловила появление в волшебной сказке поэтического приема оборотничества. С его помощью сказитель описывает преследование главного героя противником и чудесное спасение от последнего как ряд последовательных параллельных перевоплощений колдуна и его ученика.

Тотемистические представления древних славян проявились в сказочных сюжетах о чудесных суженых ("Царевна-лягушка", "Белая уточка" и т.д.) и чудесном рождении богатыря ("Иван-Медвежье ушко", "Бой на калиновом мосту" и т.п.). Зачастую животные-тотемы берут на себя роль чудесных помощников героя. Многие из них связаны с умершими родителями героя, как корова в сказке "Мачеха и падчерица", конь - в "Сивко-Бурко" (Там же:) и куколка - в "Василисе Прекрасной".

Образ волшебного коня - верного спутника главного героя, - с золотыми хвостом и гривой, который появляется ночью и излучает ослепительное сияние небесных светил, является отголоском древнего обряда под названием "постриг". Он символизировал инициацию семилетних мальчиков: им давали оружие и сажали на оседланного коня в знак посвящения в воины.

С обрядами инициации, характерными для родового общества, связан и мотив встречи героя с избушкой Бабы Яги, известный по многим сюжетам волшебных сказок. Достигшие зрелости юноши посвящались в охотники (воины), а девушки принимались в круг матерей. В основе обрядов лежала воображаемая смерть, когда человек якобы посещал царство мертвых и приобретал там чудесные свойства, а затем возрождался в новом качестве.

Яга - предок по женской линии, чудесным образом связанный с силами природы, повелительница зверей. Ее называют Лесной матерью. Она повелевает живыми существами, хранит огонь для очага (отсюда типичные атрибуты: ступа, помело, кочерга).

Образ Яги в сказках заметно снижен: она уродлива и безобразна, а то и вовсе людоедка. Ее дочери - такие же страшные людоедки. Но сохраняется древнейшая функция Яги - дарительница. В.Я. Пропп отметил, что Яга связана с царством мертвых. Она живет в ином мире или на границе миров, обитая в избушке на курьих ножках, стоящей в дремучем лесу. Избушка похожа на гроб, и лежит в ней Яга, как в гробу: "Голова в одном углу, ноги в другом, нос в потолок врос". Подобно мертвецам в народных поверьях, Яга не видит, а чует дух живого человека, отсюда ее традиционное восклицание: "Фу-фу-фу, русским духом пахнет!" Сама Яга подобна скелету. Она хрома: у нее костяная нога (а не костяные ноги). И это говорит о необычайно древних элементах ее образа: хром, например, древнегреческий Гефест. Но все божественное в сказках она утратила, сохранив, однако, свою мифологическую хромоту. Яга-людоедка выполняет функцию лесного учителя. Не случайно она ест лишь детей. В этом виден остаток древнейшего мотива инициации: проглатывание, сожжение, расчленение, смысл которого заключался во временной смерти и возрождении в новом качестве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Участники образовательного процесса
4.1 Участниками образовательного процесса в Доме детского творчества являются дети в возрасте преимущественно как правила до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). 4.2 При приеме детей педагоги знакомят обучающихся, родителей (законных представителей) с Уставом, Правил ...

Профессиональное становление и развитие педагога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru