Поэтика волшебных сказок

Страница 6

Он проявляется и в сюжетах с самым архаическим из противников героя - змеем. Один из древнейших образов мирового фольклора, змей устойчиво связывается с образом огненной реки, воплощает враждебные человеку стихии - огонь и воду, которая во многих мировых мифологиях олицетворяет хаос, его тьму и бездну. Из этой бездны и является змей.

Мотив змееборства возник из мотива поглощения, связанного с обрядом, в ходе которого посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там он как бы переваривался, а затем извергался новым человеком.

Однако само по себе изучение древнего обряда не дает ключа к пониманию семантики фольклорного образа. Путь к нему лежит через анализ мифов, его объясняющих. Согласно им, пребывание в желудке зверя дает вернувшемуся из него магические способности, в том числе власть над зверем. Возвратившийся становится великим охотником. Такова производственная основа сказочного сюжета, обряда и мифа.

В сказке она нередко претерпевает видоизменения. Например, пребывание в желудке сменяется пребыванием в гнезде или обвиванием змеи вокруг героя. Меняются также магические дары (алмазы и другие драгоценные камни) и способности, приобретенные после встречи со змеем. Среди последних часто упоминаются способность исцелять и получение новых знаний, например языка животных. Так, в сказке "Змей-людоед" зверь проглатывает царевича, чтобы научить его птичьему языку, и вновь выплевывает его. А в самарской сказке герой Стенька Разин встречает чудовище Волкодира, разрубив которого, находит волшебный камень. Лизнув камень, найденный в желудке змея, Стенька узнает все, что есть на свете.

Как и в случае с Ягой, образ змея имеет две ипостаси - дарителя и чудовища, которое нужно уничтожить. Этот дуализм обусловлен изменением представлений о змее вследствие конфликта первоначальных смысловых форм и новых форм культуры. Есть две стадии его развития. На второй из них змей превращается в свою же противоположность - чудище, злое существо.

Мотив змееборства развивается из мотива поглощения. Первоначально поглощение представляло собой обряд, производившийся во время посвящения. Он придавал юноше или будущему шаману магические способности. Отражением этих представлений в сказке являлись, с одной стороны, драгоценные камни, которые герой находит в голове или чреве змея, с другой - приобретение знания языка животных. В более поздних сказочных сюжетах они отсутствуют. Поглощение уже не испытывается как благо, а происходит случайно. Связь с обрядами теряется. Вносится новый момент перемещения героя внутри желудка поглотителя. На этой стадии появляются утилитарные моменты: сердце или печень поглотителя отрезаются и употребляются в пищу.

В дальнейшем мифы осложняются введением второго лица: один поглощается, другой освобождает его, бросаясь в эту же пасть и терзая поглотителя изнутри. Перемещение внутри змея на этой стадии отпадает.

Иногда герой бросает в пасть чудовища вместо себя горячие камни, которые губят поглотителя изнутри, в то время как сам герой сражается с ним снаружи. Здесь поглотителя убивают стрелами, копьем или шашкой. Отсюда уже прямой переход к формам змееборства, имеющимся в сказке. С отпадением обряда теряется смысл поглощения и "выхаркивания", оно замещается различными переходными формами и исчезает. Центр тяжести героизма переносится от поглощения к убиению поглотителя.

Интересным в сказке является мотив героя в бочке, он родствен мотиву героя в рыбе и происходит от него. Завистники кладут героя в шлюпку; "немного погодя набежали тучи, зашумела буря, поднялись волны и понесли шлюпку неведомо куда. Занесли ее далеко-далеко и выкинули на остров". Шлюпка, выкидывающая героя, напоминает нам рыбу, выхаркивающую его.

Итак, эти два мотива близки. Спускание в бочку мотивированно очень различно. Но есть комплекс, в который оно входит органически. Он включает предсказание гибели царя от мальчика, спускание мальчика на воду, его взросление в тиши у какого-нибудь пастуха или садовника и воцарение. Пребывание в бочке соответствует пребыванию в чреве рыбы, последующее тайное воспитание совместно с другими мальчиками - периоду посвящения, инициации. Прохождение героем этих этапов становится условием приобретения тех способностей, которые нужны вождю, и, следовательно, его воцарения. А поскольку обряд и мотив проглатывания и извергания имеет тотемическое происхождение (тотемом могут служить не только животные, но и дерево), то в бочке можно узнать традицию дерева. Возможно, что в мотиве героя в бочке слились обе эти традиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличи ...

Качество знаний и его основные параметры
В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки. Под качеством знаний понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных ...

Диагностика уровня развития патриотизма у старших дошкольников
Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 ДУ № 13 " Колокольчик" города Рогачева и 20 детей старшей группы № 3 Приднепровского УПК. С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственног ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru