наличие личностно - значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)
выдвижение гипотезы;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры проекта и его проведения.
Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.
Схематично этапы проектирования можно рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы проектирования
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовительный | |||
Этап мотивации и целеполагания |
а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей коночного результата; г) выбор рабочих групп; |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы |
Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. |
Этап планирования |
а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа; в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов; г) распределение ролей в команде; |
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
Этапы принятия решений |
а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»); б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата; г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ; |
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. |
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. |
2. Основной | |||
Этап выполнения проекта |
Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта |
Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. |
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося. |
3. Заключительный | |||
Этап защиты проекта |
а)подготовка и оформление доклада б)обоснование процесса проектирования в)объяснение полученных результатов г)коллективная защита проекта |
Защищают проект |
Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника |
Этап проверки и оценки результатов |
а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) б)анализ достижения поставленной цели в) оценка результатов, выявление новых проблем |
Коллективный самоанализ проекта и самооценка. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Читайте также:
Примерная программа лагерной смены «Сокровища
наций»
Цель: формирование гуманной, свободной, нравственной, творческой, толерантной личности, обучение противостоянию ксенофобии и антисемитизму. Все это возможно лишь в условиях высокой гражданственности, возрождения духовных ценностей, стремления к миру и доброжелательности. Принцип работы лагеря: форм ...
Методы организации
обучения с
применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...
Работа с родителями педагогически запущенных учащихся
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них. Формы и ме ...