Определенный импульс в развитии исследований интеллекта был получен в связи с созданием диагностических методик умственного развития. Содержание диагностики определяется общей теорией психического развития, теоретической моделью этого развития. Первым шагом в данном направлении были тесты А. Бине , самым жизнеспособным оказался вариант в модификации Л. Термена. Л. Термен рассматривал интеллект как способность к абстрактному мышлению; Д. Векслер – как способность целенаправленно действовать, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде; Дж. Гилфорд определял интеллектуальные способности как единство операций, содержания и продукта.
В советской психологии проблеме интеллекта также уделялось значительное внимание. В трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, O.K. Тихомирова мышление и интеллект рассматриваются как целостная проблема. В работах других крупных отечественных психологов рассматриваются отдельные аспекты исследуемого феномена. В классических работах Л.С. Выготского исследуется в основном проблема единиц анализа вербального мышления. Изучением структуры интеллекта занимался Б.Г. Ананьев и его школа, проблемой творческого мышления – Я.А. Понамарев, В.Н.Пушкин, Т.В. Кудрявцев; интеллектуальной активностью – Д.Б. Богоявленская; исследованию качественной стороны интеллекта и определению его функций посвящены работы А.А. Брудного. Мышление как функционирование интеллектуальных операций, как прогнозирование рассматривается в работах А.В. Брушлинского и его учеников; вопросы «искусственного интеллекта» изучаются O.K. Тихомировым, А.В. Брушлинским, А.Е. Войскунским; проблемные ситуации в мышлении – A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым.
Проблема умственного развития анализируется в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Н. Подъякова и др. Примером диагностической системы, основанной на исследованиях советских психологов является система, в основу которой легла концепция умственного развития, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками (О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др.). Ее подходы базируются на теоретических положениях и результатах исследований Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.
В настоящее время существует более семидесяти определений интеллекта, они несут в себе многочисленные культурно-исторические наслоения и невозможно выбрать одно единственное, которое бы полностью раскрывало его в многообразии связей и отношений. «Понятие интеллекта динамично и трансформируется релевантным образом, а вкладываемое в него содержание мигрирует в зависимости от постановки задачи» исследователя, - считает В.В. Суворов [27, с.93].
Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом существует диалектическая взаимосвязь как продукта с процессом: с одной стороны, знания являются результатом познавательной деятельности, а с другой – включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры. «Каждый акт освоения тех или иных знаний, – писал С.Л. Рубинштейн, – предполагает в качестве своего внутреннего условия соответствующую продвинутость мышления, необходимую для освоения дальнейших знаний. В процессе освоения некоторой элементарной системы знаний, заключающей в себе определенную логику соответствующего предмета, у человека формируется логический строй мышления, служащий необходимой внутренней предпосылкой для освоения системы знаний более высокого порядка» [25, с.71].
Знания, составляющие основу интеллекта, неоднородны: здесь и научное знание, и обыденное. Наличие в интеллекте обыденного знания не противоречит его сущности, потому что весьма широкий круг знания, хотя и является теоретически обоснованным, но не может быть всегда и полностью выведен из них. Отрицать же за ними право на объективную истину не может быть признано правомерным. И все же, чем выше степень присутствия в интеллекте научного знания, отражающего наиболее общие законы, тем, по-видимому, выше уровень интеллектуальной культуры. Если быть более точным, то такое знание дает методология.
Если мышление рассматривается как процесс, то интеллект выступает как качественное его своеобразие. Это позволяет нам понимать интеллектуальную культуру как определенный уровень и характеристику познавательной деятельности. Можно предположить, что эти свойства формируются на основе интеллектуальных действий и стратегий, позволяющих проникнуть в глубинный смысл получаемой информации.
Важную роль в структуре интеллекта занимает понимание. Понимание в психологии употребляется также в различных значениях: «инсайта» (В. Дильтей, М. Вертгеймер); осознания, отражения в мозгу связей и отношений между предметами и явлениями реального мира (С.Л. Рубинштейн) [25, с.576]; как процесс мышления (К.К. Платонов), расшифровка знаковых значений (Н.И. Жинкин). Поле значений термина «понимание» очень широко. Одну из первых попыток определить значения, в которых используется слово «понимание» предпринял Ирвинг Дж. Ли. Он выделил семь таких значений. В.К. Нишанов в термине «понимание» также выделяет семь различных значений, объединяя понимание как метод и как процесс.
Читайте также:
Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении
коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...
Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения и
ковариации
Рассмотрим задачу 4 прошлого урока. Найдем сколько раз в среднем, выпадает четное число на кубике за три опыта. Кто нибудь знает? 1,5 - это понятно интуитивно. А теперь проверим при помощи формулы. Величина называется математическим ожиданием и показывает какая с.в. в среднем выпадает. Свойства мат ...
Зрительно-двигательная готовность к изобразительной
деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуется только особ ...