В рамках этого периода созрела и научная идея, лежащая в основе тестологии о возможности количественных измерений в психологии. Первым, кто сформулировал как задачу или вопрос о таких измерениях был немецкий ученый XVIII века Х. Вольф (1679-1754). Он также ввел в научный оборот понятие психометрии. Вольф считал, что величину удовольствия можно измерить осознаваемым нами совершенством, а величину внимания – продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Идеи измерения в психологии высказывали в XVIII в. философы, естествоиспытатели (Бернулли, Бонне, Хаген, Крюгер), однако лишь в конце XIX – начале ХХ века методы статистики превратились в важный элемент научного анализа психических явлений.
Теория эволюции, выдвинутая Ч. Дарвиным, явилась мощным генератором для активизации научных исследований в других областях знаний Перечень открытий Х1Х-ХХ вв. можно множить и множить, но для темы нашего исследования важнее подчеркнуть решающее влияние естествознания на общее состояние науки, в т.ч. психологии и педагогики. Именно в этих науках на рубеже XIX-XX вв. активно внедрялся метод тестов с применением статистики.
Инициатором применения статистических методов в психологии и их создателем стал Ф. Гальтон. А предложенный им метод корреляции заложил основы создания факторного анализа, а позднее и мультифакторной теории, открывающих ключ для выявления и измерения латентных свойств личности. В становление научного метода тестов внес существенный вклад и Дж. Кеттел, который разработал принципы обеспечения равных условий всем тестируемым. Знаковым событием в развитии метода тестов стало создание первой серии тестов интеллекта в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном.
В течение трех-четырех десятилетий сформировалась классическая теория тестов, которая примерно с 1970-х гг. вступила в этап трансформации. В рамках классической теории педагогические тесты в системе образования создавались для контроля знаний. На этапе трансформации стали создавать тесты и для обучения. В России уже созданы и применяются обучающие тесты по ряду общеобразовательных дисциплин (математика – Н.А. Сеногноева, география – В.А. Федорова, история – В.М. Кадневский). На основе компьютерных технологий построена формально-структурная модель нечеткого оценивания знаний, позволяющая организовать эффективное педагогическое тестирование по слабо формализованным (например, философия) дисциплинам (И.Д. Рудинский). Таким образом, функциональные возможности тестирования в образовании дополняются новыми вариациями.
Читайте также:
Образование, как отрасль национальной экономики РФ
Необходимым условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевы ...
Основные формы проведения досуга младших школьников
досуг младший дошкольник Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне каникулярное время необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавше ...
Методы экспертной оценки
В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов (ЭИР) А.В. Осина положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на ...