Первый этап: около 40 тыс. – 4-3 тыс. лет до н. э. В рамках этого этапа воспитание и обучение носили коллективный характер, и система испытаний веками оставалась практически неизменной.
Второй этап: от рубежа IV – III-го тысячелетия до н. э. до середины XYII-го в.(эпоха Нового времени). На этом этапе разного рода испытания приобрели характер сословно-семейных. Они дополнялись и совершенствовались в соответствии с новыми общественными запросами.
Третий этап: от середины XYII-го в. до конца XIX-го в., когда сформировалось научное мышление современного рефлексивного типа и возникла идея измерений в психологии на основе математических методов.
Четвертый этап: конец XIX-го в. до 1970-х гг. ХХ в. На этом этапе введено научное понятие «тест» применительно к психолого-педагогическим исследованиям и созданы отдельные тесты и тестовые системы для психологии, педагогики, профессионального отбора, а также медицинские и технические (для испытания механизмов). В рамках этого этапа сложилась классическая теория тестов.
Пятый этап: с 1970-х гг. по настоящее время. В рамках этого этапа происходит трансформация классической теории тестов в Item Response Theory,--«теория «задание-ответ». На этом этапе нашли применение сложные математические процедуры для выявления степени трудности заданий, объем вычислений в которых стал возможным только с появлением доступа тестологов к быстродействующим ЭВМ. Это позволило углубить разработанные еще в рамках четвертого этапа теорию корреляции, факторный анализ и мультифакторную теорию, а также дополнить классификацию тестов, в которой в настоящее время выделяют:
диагностические или тесты общих способностей;
дидактические тесты;
тесты по содержанию и структуре;
тесты по целевой направленности;
тесты по задачам тестирования;
тесты по средствам предъявления;
обучающие тесты.
Теоретическое обоснование создания и применения тестов различного назначения расширяет и функциональные возможности тестирования. Основные функции тестирования – это функции определения способностей, уровня обученности и контроля. Наиболее важные из них: диагностическая, дидактическая или обучающая, развивающая, организующая, дифференцирующая, воспитательная, управленческая, информационная.
Диагностическая функция проявляется в получении первичной информации о качестве знаний, умений и навыков, психологических качествах обучаемых для принятия управленческих решений.
Обучающая функция реализуется при использовании заданий в тестовой форме для выявления пробелов в знаниях, их закрепления, обретения умения работать с тестами и обретения тестовой культуры.
Развивающая функция проявляется в дополнительной рефлексии и мотивации обучения по результатам промежуточного тестирования.
Организующая функция проявляется в изменении преподавателем структуры учебного процесса с опорой на тестовые методы
Воспитательная функция тестов связана с повышением учебной мотивации, формированием как ответственности за результаты учебы, так и установок на сотрудничество, самоорганизацию и самоподготовку.
Управленческая функция связана с анализом результатов тестирования и принятием решений для повышения уровня учебных достижений.
В понятийном аппарате тестологии, пожалуй, больше всего определений посвящено термину «тест». Это связано как с многообразием существенных признаков тестов (обучающий, контрольный, тематический, диагностический и т.д.), так и с различными подходами теоретиков и практиков к его определению. Теоретики под тестом подразумевают весь метод исследования целиком, а практики – только средство измерения. В литературе чаще всего рассматривают тесты как средство измерений.
Читайте также:
Методы экспертной оценки
В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов (ЭИР) А.В. Осина положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на ...
Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории
В
первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе п ...
Отражение в пейзаже пространственных отношений
предметов
У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкие нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Характерные для умственно отсталого ребенка недостатки находят свое выражение и в изобразительной деятельности. В процессе занятий рисованием перед учеником встают неск ...