Генезис тестирования в образовании

Страница 8

Российская наука не только шла в общемировом русле тестологических исследований, но и обогатила мировую науку рядом достижений. В их числе «психологические профили» Г.И. Россолимо. Детский врач Г.И. Россолимо, занимаясь разработкой диагностических методов для выявления отклонений в умственном развитии, создал методику, основанную на психологических тестах. Каждый тест состоял из десяти заданий. В соответствии с количеством правильных ответов на них результат изображался графически в виде ломаной линии. По сути, это была первая серия тестов интеллекта, созданная в России, на ее основе проводились обследования не только больных детей, но и здоровых, а метод графического изображения результатов тестирования нашел широкое применение за рубежом.

Во многих странах нашел применение и созданный в 1910 г. приват-доцентом Московского университета Ф.Е. Рыбаковым тест специальных способностей «Фигуры Рыбакова». Тест состоял из набора геометрических фигур, каждую из которых можно было сложить в квадрат, круг или треугольник. Позднее этот принцип был положен в основу многих сходных методик, последняя из которых была создана за рубежом в 1955 г.

О масштабах и уровне развития тестового движения в России наиболее наглядно свидетельствует проведение пятого по счету съезда, организованного тестологами в разгар войны в 1916 г. Это доказывает определенную устойчивость и сформированность общественного мнения в пользу тестовых методов. Еще одним важным моментом стала поддержка со стороны официальных властей. В 1916 г. министерство народного просвещения открыло школьно-гигиеническую лабораторию, в которую пригласили работать А.П. Нечаева и Г.И. Россолимо. Однако эти изменения в отношении тестового движения объективно не могли быть реализованы по причинам политического характера. Вместе с тем, накопленный тестологами потенциал вскоре был востребован новой властью.

В пятой главе «Применение тестов в советский и постсоветский период» рассматриваются проблемы, связанные с применением тестов в системе общего и профессионального образования и в профессиональном отборе до 1936 г. и со второй половины ХХ в. по настоящее время.

Потенциал, накопленный российской наукой и практикой в сфере применения тестовых методик, был востребован советской властью. Установка на создание более высокой (по сравнению с капитализмом) производительности труда давала надежды тестологам на получение госзаказа. Как только страна вышла из состояния гражданской войны, так сразу появились признаки возрождения тестовых методов. В 1921 г. выделяются средства на создание в стране трех лабораторий, занимавшихся проблемами повышения производительности труда. В 1921-1922 гг. издаются книги (Нечаев, Бернштейн, Шуберт) с описанием ряда тестовых методик, применявшихся авторами до 1917 г.

Таким образом, в первые годы советской власти четко обозначилось два направления в применении тестовых методик. Первое можно назвать традиционным (педологическим), когда тесты служили для выявления уровня интеллектуального развития детей и последующего направления их в обычные или специальные школы. Но если раньше в России спецшколы создавались на частных или общественных (за счет пожертвований) началах, то советское государство стало создавать и содержать их за счет бюджета.

Показательным примером может служить передача в ведение наркомпроса в 1918 г. школы-санатория, созданной в 1908 г. врачом В.П. Кащенко для дефективных детей. Наркомпрос организовал при нем медико-педагогические консультации. А уже в 1919 г. здесь же создается музей детской дефектологии (позднее музей педологии и педагогики исключительного детства), основу экспозиции которого составили коллекции тестов и игровых методик, разрабатывавшихся В.П. Кащенко и его коллегами с 1908 г.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Читайте также:

Проверка эффективности путей реализации политехнического образования школьников на уроках технологии
Цели экспериментальной работы: - провести экспериментальное исследование на развитие политехнических знаний, умений и навыков по разделу «Вязание на спицах»; - провести диагностику усвоения материала; - закрепить полученные знания, умения и навыки. Гипотеза: При обучении учащихся вязанию на спицах ...

Причины, симптомы и виды заикания
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это ...

Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru