Общая характеристика мультимедиа-технологий

Страница 2

Особую трудность при этом составляет определение понятия «мультимедиа». В подтверждение данного тезиса, ссылаясь на словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики», О.В. Шлыкова пишет, что ряд специалистов полагает, что нет смысла говорить о сущности мультимедиа, так как «это туманный термин, не переводящийся на нормальный язык», достаточно знать, что данное явление есть. К тому же: «Чем больше появляется книг и исследований, посвященных мультимедиа, тем более загадочным, многообещающим, но несколько расплывчатым становится его содержание».

Автор начинает строить свои рассуждения с понятия «медиа». «Значение слова «медиа» с английского языка – средство, способ, посредник, промежуточная ступень. Поскольку обмен информацией – необходимая составляющая жизни общества, то медиатехнологии, как опосредующее звено человеческой деятельности, являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности».

Надо отметить, что значительная часть определений понятия «мультимедиа» строится с точки зрении техники и технологии. «В общих чертах с точки зрения развития техники и технологий мультимедиа – это особый вид компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.). При этом, более корректно определять феномен мультимедиа не столько как «многие среды» (многие медиа), сколько как «полисреду», единое пространство, в синкретичном виде представляющее различные виды и способы предоставления информации (текст, графику, звук и т.д.)».

Мультимедиа-технологии имеют очень широкий спектр практического применения, поэтому, как уже было сказано выше, ограничиваться одним определением трудно и порой нецелесообразно. Понятие «мультимедиа» обозначает и мультимедийную программу; и носитель информации, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии; и компьютерное оснащение, и комбинацию средств, и вид информационных технологий, и новую форму художественного выражения, и современное средство коммуникации, и инструмент бизнеса.

Поэтому стоит согласиться с авторами, определяющими мультимедиа как «термин-зонтик» для многих понятий, которые, «созрев под зонтиком», расползаются в разные стороны и находят свои сферы применения.

Не отрываясь от большинства специалистов, профессор В.И. Овсянников в работе «Методические рекомендации к учебному курсу “Мультимедиа в образовании” на русском языке» дает следующее определение понятию «мультимедиа»: «Мультимедиа – комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.), которое опирается на особые технологии. Технология мультимедиа – это переход с помощью компьютера от учебного текста к наглядности, от одного наглядного средства обучения к другому; возможность совершить то же движение, но назад; параллельное прослушивание звукового комментария к учебному материалу. Порядок движения в мультимедиа-пространстве определяется преподавателем или обучающимся».

Таким образом, почти все специалисты сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления в зависимости от цели и области применения.

Мультимедиа-технологии обладают особенными специфическими чертами, которые позволяют им быть использованными в разных сферах, а их пользователи могут решать различные задачи.

Одним из ключевых свойств мультимедиа является их интерактивность. Роде и Азбелл указывают три различных типа интерактивности.

Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны.

Активное взаимодействие, пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

Обоюдное взаимодействие, пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются.

Согласно концепции Римана, компьютер предоставляет пользователю широкий круг возможностей установления интерактивного взаимодействия с программами:

манипулирование экранными объектами с помощью «мыши»;

линейную навигацию: скроллинг вперед/назад в рамках экрана;

иерархическую навигацию: выбор подразделов с помощью меню, структур, деревьев;

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Разработка уроков по теме "Полные квадратные уравнения"
Урок-программирование по теме " Полные квадратные уравнения" (уравнения общего вида) Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие полного квадратного уравнения, научить учащихся решать полные квадратные уравнения, развивать математическую речь, внимание, самостоятельность. О ...

Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст-это период (с шести-семи до девяти-одиннадцати лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Т.Л. Беркман, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Элькон ...

Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников
Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru