1) принцип равенства – мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части (моменты, аспекты) человечества, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга;
2) принцип диалогизма – мир детства, также как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости – концентрированною духовностью и нравственностью; взаимодействие этих миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив – движение содержания мира детства в мир взрослости;
3) принцип сосуществования – мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи и невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов; любая акция одного из этих миров не должна наносит ущерб другому и, прежде всего, мир взрослых должен принять как закон следующее положение: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия не мотивировались;
4) принцип свободы – мир взрослости должен снять все виды контроля с мира детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь не был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей;
5) принцип соразвития – развитие мира детства – процесс параллельный развитию мира взрослости; аномалией процесса развития является лишь остановка личностного роста как для ребенка, так и для взрослого, то есть любая стагнация учебно-воспитательного процесса; изменение хронологического возраста человека в сочетании с его развитием есть одновременно и его взросление (эффект обучения, приобщения к миру взрослости) и его инфантилизация (эффект воспитания, приобщения к миру детства); цель развития любого человека – прогрессирующая гармонизация в своей личности начал мира взрослости и мира детства;
6) принцип единства – мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей; между этими мирами нет какой бы то ни было (возрастной, конвенциональной и т.п.) границы, не перейдя которую человек является ребенком, а перейдя – взрослым;
7) принцип принятия – особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам «взрослости» и «детскости».
Содержание образования в концепции Н.Б. Крыловой [13, с. 98] определяется социокультурным контекстом саморазвития личности, соответственно, компоненты содержания выстраиваются на иных основаниях и включают:
предметное содержание, отвечающее на вопрос чему учить;
субъектное, описывающее кого учить, кого и как понимать в образовательных процессах, какую личность подготовить для взрослой жизни, какого педагога готовить для сферы образования;
технологическое, определяющее средства, приемы, методы, необходимые для достижения поставленной цели;
проблемное, характеризующее проблемное поле саморазвития, т.е. предусматривающее в содержании возможности для самостоятельного
вопроса и ответа, постановки проблемы и ее разрешения, многовекторности поиска и определения оптимального решения;
коммуникативное, отвечающее на вопросы как организовать общение, взаимодействие, взаимопонимание, партнерские отношения, сотворчество, сотрудничество, т.е. как построить и обеспечить многообразие образовательных и воспитывающих общностей – взрослых, детей, взрослых / детей;
культурное, раскрывающее как обеспечить культуросообразность и культуроемкость образования, как организовать культурную и мультикультурную среду образования (и воспитания) [9, с. 35–37].
Образовательная программа выполняет ряд функций, к которым мы относим функции: обучения, введения в культуру (функция встречи с культурой подразумевает осуществление такого характера образовательного процесса, при котором происходит со-прикосновение личности и культуры, их сближение и взаимодействие) и активизации саморазвития (функция активизации саморазвития подразумевает направленность педагогического процесса, предусматриваемого содержанием образовательной программы, на пробуждение и актуализацию процессов саморазвития подростка – «целенаправленного, многоаспектного самоизменения личности, служащего цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания» (Л.Н. Куликова) [14, с. 156].
Читайте также:
Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и
контрольной группы
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно восп ...
Половое и гигиеническое воспитание в семье
Поскольку половое и гигиеническое воспитание, как и всякий другой вид воспитания – проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья и прежде всего – отец и мать. Семья играет главную роль в формировании личностных и эстетических ценностей у учащихся, является для них примером для п ...
Анализ ОЭР с педагогической запущенности детьми младшего школьного возраста
На основании данных, полученных в ходе первичного исследования, была создана комплексная программа коррекции педагогической запущенности младших школьников. После реализации комплексной программы «Путешествие в страну понимания» нами были проведены повторное диагностическое исследование, где данные ...