1) проблема выбора структуры;
2) проблема полноты структуры;
3) проблема взаимосвязи всех компонентов структуры.
Решение первой из проблем является определяющим для определения подходов к выбору путей решения других проблем. Выбор структуры – это не только процесс определения месторасположения составных компонентов программы. Он систематизирует имеющуюся информацию, позволяет увидеть ее своеобразную иерархию, соотношение и соподчинение частей, константно обозначить компоненты и взаимосвязи. Поэтому выбор структуры – это не ее определение, т. к. определяется она ранее, в процессе осмысления содержания программного материала. Непосредственный выбор осуществляется, когда путь «идея – замысел – содержание» в целом пройден и «активной задачей» становится грамотное структурирование того, что сделано. Для педагога существует несколько вариантов подхода к выбору структуры: а) по шаблону (типовому варианту); б) согласно логике «развертывания» содержания; в) по имеющимся образцам; г) по педагогическим функциям содержания. В случае, когда выбираются варианты а) и в) – мы имеем дело в лучшем случае с модифицированной программой, т.е. имеющей элементы модернизации, инновации по сравнению с существующими. Дело в том, что шаблон или его заменитель (вариант «в») не способен отражать авторскую идею и видение ее воплощения. Если шаблон – это всегда предельно «сжатый» вариант возможного, в данном случае структуры, то образец – это расширенный вариант шаблона. Но расширение происходит только в том направлении, которое отвечает логике и содержанию соответствующей программы, а не вашей.
Логика «развертывания содержания» вполне оправдывает себя при описании структуры и не всегда – при ее выборе. Выбирая структуру, педагог неизбежно должен встать в позицию «автора в себе и для себя», другими словами, он должен вступить в диалог с содержанием программы, вдумываясь, вчитываясь и определяясь с ответом на вопрос о том, в чем предназначение, направленность, целесообразность моей программы.
Полноценный процесс образования позволяет личности овладеть наиболее общим социально-культурным опытом на уровне, который обеспечивает решение значимых для личности проблем. О.Е. Лебедев выделяет четыре группы таких проблем. Первая группа проблем – это проблема выбора взглядов, выбора позиций, выбора ценностей. Вторая – развитие собственных познавательных сил и способностей и, в связи с этим, проблема оценки своих познавательных возможностей, оценки особенностей своей познавательной деятельности, выявления своих познавательных интересов. Третья группа проблем – это проблема выбора профессиональной деятельности и в связи с этим профессионального образования. И четвертая группа проблем – выбор среды развития, среды общения, т.е. того круга людей, с которыми я готов контактировать; контакты, которые доставляют мне удовольствие, обеспечивают возможность развития моей личности [15, с. 13–20]. Программы дополнительного образования детей способны в разной степени обеспечивать решение этих проблем, но в зависимости от типа программ, они изначально ориентированы на различные проблемные ниши.
Принято говорить о трех типах программ: досуговые, учебные и образовательные. В том случае, если программой приоритетно решаются проблемы самореализации и выбора среды общения, то речь идет о досуговой программе. Если ставятся и решаются цели и задачи второй и третьей группы проблем, то вероятнее всего, что мы видим учебную программу и если в данной программа в разной мере, но предусмотрен выход на решение всех проблемных полей, с приоритетом решения проблемы выбора своей позиции, определения отношения, выработки взглядов-то очевиден выход программы на образовательный уровень.
Наиболее точно разницу между учебной и образовательной программой можно увидеть из анализа различия между ними на основе единых параметров. Взяв за основу исследования И.С. Якиманской, мы определили в качестве таких параметров следующие: 1) основная цель; 2) принципы построения; 3) функции, выполняемые программой; 4) основной результат. Основной целью учебной программы является изложение отобранных для усвоения знаний, умений, навыков, определение эталонов; образовательной – раскрытие и обогащение субъектного опыта ученика через согласование его содержания с предметным знанием как отражающим общечеловеческий творческий потенциал. В подлинно образовательном процессе дети осваивают творческие достижения и потенциал человечества – причем не только реализованные, но и не проявленные, скрытые возможности созидательной деятельности людей. Эти возможности, так же как и ЗУНы (знания, умения, навыки), кристаллизованы в системе вещей, созданных человеком для человека, в способах человеческих взаимоотношений по поводу этих вещей. Они как и ЗУНы, исторически передаются от поколения к поколению и присваиваются детьми. Однако происходит это по совершенно другим законам. Во внутренних пластах культуры сосредоточен опыт расширения сознания людей. Эти пласты представлены, например, такими творениями культуры, как игра, сказка. Погружаясь в них, ребенок, которому пока еще не по силам пополнить нашу общечеловеческую копилку чем-то объективно новым, значимым и «общественно полезным», восходит на грань уже освоенного и еще не освоенного человечеством. В этих «дебрях культуры» (О.Э. Мандельштам) скрыты точки роста человеческих возможностей. Поэтому прямая задача и цель образования – ввести ребенка в «эти дебри», помочь ему в овладении такими духовными механизмами, которые позволят ему выстраивать свой образ в культуре, привнести свое личностное «Я» через культуроосвоение и культуротворчество.
Читайте также:
Структурно-логическое содержание обучения - основа компьютерной
технологии обучения
Для определения степени обучаемости студентов по каждой учебной дисциплине выделяют объем знаний, которые необходимы для усвоения согласно учебной программе, что составляет базовый объем знаний. Базовые знания представляют минимум государственного образовательного стандарта. Но и среди базовых знан ...
Формирование умения
петь
- Учить детей подражать характерным звукам животных. Педагог демонстрирует игрушку (собачка, кошка, медведь), воспроизводит звуки животных и предлагает детям под музыку повторить, кто как разговаривает ("ав-ав", "мяу-мяу", "у-у"). - Учить детей слушать знакомую песню, ...
Диагностика уровня развития патриотизма у старших
дошкольников
Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 ДУ № 13 " Колокольчик" города Рогачева и 20 детей старшей группы № 3 Приднепровского УПК. С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственног ...