Интересно отметить тенденцию последних лет в содержании программ летнего отдыха детей – стремление авторов в разной мере и степени выйти на личностно-развивающий уровень своих программ, позволяющий нам сделать вывод, что личностно-развивающий характер отдельных программ может одновременно являться уровнем – эталоном, своеобразной «ступенью достижения» в пирамиде программного обеспечения.
Личностно-развивающий уровень программы подразумевает, прежде всего, целостное единство всех ее компонентов, объединенных общим детоцентрированным замыслом. В этом случае программа будет выражать образ определенной временной гуманитарной системы – «личностноподобной целостности», по выражению Э. Гусинского, в которой каждый элемент есть составная часть некоего целого, единства внешних связей и внутренних отношений. Роль педагога в этой системе состоит в пробуждении, активизации процессов развития и саморазвития личности воспитанника через такой характер организации и осуществления их жизнедеятельности, в котором «задействуются» личностные функции детей и тем самым обеспечивается их личностное «продвижение». В.В. Сериков выделяет в числе базовых личностных функций, во-первых, функцию ответственности, несущую подлинно нравственный характер. К этой области личностных функций им отнесены функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельности. Во-вторых, функции самореализации: функции творчества, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями. В-третьих, группа рефлексивных функций, обеспечивающих ее смыслопоисковую активность, развитие «Я-концепции», оценивание и адекватность выбора. Наиболее оптимальными условиями осуществления этих функций признаются условия игры, диалога и жизненного контекста. Игра, как тот природосообразный личности ребенка процесс, с помощью которого она познает себя, других, предметную деятельность, востребует все три функции, но в большей степени самореализации, как своеобразную первую ступень, в процессе подъема на которую может быть активизировано чувство ответственности и с высоты которой воспитанник способен оглянуться на пережитое. Рефлексивная функция востребуется и развивается в условиях диалога. И вся воспитательная система должна иметь некую жизненную контекстуированность, т.е. ориентирована на реальность бытия ребенка, его актуальные потребности, специфику мироотношения, восприятия других и себя самого.
В период летнего отдыха основным видом задаваемой деятельности является игра. Игра является «искусственным» образованием, «социальным изобретением» мира взрослых. Такое ее «искусственное» происхождение особенно рельефно проступает там, где речь идет о педагогическом руководстве игрой, создании игр-упражнений и т.д. При этом отчетливо проявляется формирующая направленность игры, через которую взрослое сообщество, хотя и в обобщенной, но все-таки достаточно однозначной форме, задает подрастающему поколению определенную совокупность знаний, умений, личностных ориентиров и ценностей. Это позволяет интерпретировать игровую деятельность как, в некоторой степени, своеобразный «культурный код» (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов) детского развития, «набирая» который ребенок входит в культурную нишу взросления.
По результатам исследования Ю.Б. Гатанова [10, с. 93–100] по проблеме развития личности, способной к творческой самореализации, им был сделан вывод, что хорошая игра должна удовлетворять следующим критериям:
1) иметь ясные цели и разнообразные реальные пути их достижения (каждый ребенок может сам выбрать стратегию и тактику своих действий);
2) не ограничивать, а поощрять рост участников, их удачные действия;
3) дать возможность:
а) раскрыться перед товарищами;
б) совершать необычные действия;
в) показать эрудицию;
г) проявить нестандартное мышление.
4) иметь четкие, понятные всем правила, которые никто не может изменить и которым все участники обязаны починяться.
Педагогический эффект игровой деятельности увеличивается за счет повышения эмоциональной включенности детей в игровой процесс, что достигается, если:
– каждый участник игры может видеть «рост» других участников игры. Для этого в процессе игры предусматривается возможность фиксации достижений играющих, например, вручением дополнительного «кирпичика» в «семейный дом» или фишками на общей таблице;
– в игре-соревновании ведущий берет на себя роль «спортивного комментатора» и своим эмоциональным репортажем – сопровождением влияет на участников;
– в игру вводится элемент неожиданности, случайности, драматизирующий ситуацию и помогающий выровнять аутсайдеров и лидеров.
Существуют многие виды игр: игры-соревнования, игры-путешествия, игры-исследования, спортивно-оздоровительные, ролевые и другие.
Таким образом, в зависимости от того, в какой степени игра ориентирована на воспитанника, в какой мере она имеет «личностный контекст» в организации и содержании – выстраиваются её возможности как личностно – ориентированной деятельности. В целом, личностно – развивающий уровень программы летнего отдыха детей, осуществляемый с помощью игры, диалога, создания ситуаций жизненного контекста – это исходный определитель эффективности использования потенциалов летнего периода для активизации личностного роста и саморазвития воспитанников. В зависимости от того, в какой степени программа «задействует» личностно-развивающие потенциалы содержания педагогического взаимодействия и деятельности воспитанников – в такой степени мы можем ожидать реальное обогащение их личностных приоритетов, возможностей и функций.
Читайте также:
Основные формы организации производственного обучения
Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общес ...
Развитие, социализация и воспитание личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...
Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...