Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободной планировкой, гармоничным сочетанием природных форм декоративной скульптурой и архитектурой.
Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. К.Д. Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние природы на человека. Он восторженно писал: “А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень разве небыли нашими воспитателями? Зовите меня варваром педагогики, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога ”.
Воздушная перспектива – называется кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.
Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна она меняется, с увеличением пространства, то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности частиц пыли, давления и прочие. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, от свойств зеленой поверхности. Рассмотрим некоторые закономерности.
Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет тем больше величина его углового размера, тем больше размер его изображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множество светочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, дает больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наилучшую видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хороший видимости его. И действительно все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальше неполно обобщенно.
Изображение пространственной глубины требует определенной характеристики и предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует решения качественно разных задач. При изображении первопланных предметов раскрывают индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета мелких и крупных частей и передачу целостности большой формы в которой все элементы согласованы и соподчинены; при изображение предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной; при изображений предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизацией предметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур, светлоту и свет.
Из сказанного можно вывести законы воздушной перспективы:
все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные резче.
все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных мягче.
на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветить.
все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние плоско.
все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные одинаковыми.
Законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство, однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы.
Читайте также:
Особенности формирования этнокультуры дошкольников в педагогическом
процессе дидактической игры
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, ...
Методика провидения занятий и специальные упражнения для глазных мышц
Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мыш ...
Этапы формирования лексических
навыков
Соблюдение названных выше принципов является необходимым условием на каждом из этапов работы над лексическим материалом. К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками); первичное закрепление (тр ...