Методика изучения табличных случаев умножения и деления

Страница 1

Тема «Умножение и деление чисел в пределах 100» является одной из основных тем начального курса математики. Изучается она во 2-м и 3-м классе.

Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения, но и поняли принципы составления таблицы, дающие возможность находить любое произведение. Поэтому ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислять результаты самым кратчайшим способом.

Формирование у учащихся навыков табличного умножения и деления – одна из главных задач обучения математике. Решение этой задачи возможно при усвоении систематической работы по закреплению навыков табличного умножения. В итоге такой работы учащиеся должны научиться находить результаты табличного умножения и деления не только, правильно и осознано, но и быстро, а таблицу умножения знать наизусть [3,50].

Поэтому при составлении таблиц и их усвоения нужно стараться развивать у детей умения пользоваться при умножении и делении разнообразно вычислительными случаями, которые являются наиболее подходящими.

Составление таблиц и их усвоение – это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить два этапа. Первый этап связан с составлением таблиц, второй – с их усвоением, т. е. прочным запоминанием. Так как в современной начальной школе речь идет о формировании сознательных вычислительных навыков, то составлению таблицы умножения (деления) предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приемов, которыми учащиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц [22,69].

Вопросы данной темы рассматриваются в следующем порядке: сначала раскрывается конкретный смысл действий умножения и деления и на этой основе вводятся первые приемы умножения и деления, составляется таблица умножения двух и деления на два; затем изучается переместительное свойство умножения, на основе которого составляется таблица умножения на 2; далее изучаются связи между компонентами и результатами действий умножения и деления, на их основе рассматриваются табличные случаи деления с числом 2, приемы умножения и деления с числами 1 и 10, а также остальные таблицы умножения и деления; после этого вводятся приемы умножения и деления с числом нуль.

К табличному умножению и делению относятся случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначное число и соответствующие случаи деления:

Пример:

5·3 = 15; 15:3 = 5

7·4 = 28; 28:7 = 4 и т. п.

При изучении этого вида умножения и деления необходимо:

1) познакомить детей с новыми для них действиями умножения и деления;

2) изучить таблицу умножения и деления.

Таким образом, табличное умножение и деление, в свою очередь, разбивается на два вопроса:

1) знакомство с действиями умножения и деления;

2) изучение таблицы умножения и деления [4,47].

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения и деления. Поэтому следует отметить, что работа по раскрытию смысла этих действий начинается еще в 1 классе.

Здесь:

– ведется счет группами;

– вычисляются суммы нескольких одинаковых слагаемых;

– решаются простые задачи: на нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых, на деление по содержанию, и деление на равные части.

Используются следующие задачи:

1) Сколько ножек у двух столов? А у двух журнальных столиков?

Сколько ног у двух гусей? У двух петухов?

Я вижу 12 птичьих ног. Сколько воробьев я вижу? [12,67].

Данные задачи решаются только практически (устно).

Во 2 классе эта работа получает свое естественное продолжение. Вначале происходит знакомство с действием умножения. Смысл этого действия раскрывается через решение простых задач на нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых.

Предлагаются такие задания как:

На каждом конверте по 2 марки. Сколько марок на 5 таких конвертах?[9,41].

В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?[9,43].

Подобные задачи (примеры) полезно иллюстрировать предметами или рисунками.

Следует включать упражнения: по данным рисункам составить задачи (примеры) на сложение (рис.3)

6+6+6

Рис. 3

Решая такие задачи и примеры, учащиеся замечают, что есть суммы с одинаковыми слагаемыми, и считают, сколько таких слагаемых.

Выполняя эту операцию, дети знакомятся с действием умножения, с записью умножения, усваивают роль множителей. Смысл этого действия раскрывается через решение простых задач на нахождение суммы нескольких слагаемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Структура и общая характеристика учреждения дополнительного образования детей и подростков дворца творчества юных
Организационная структура ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»: Структурные подразделения, обеспечивающие функционирование Учреждения 1- Инженерно-хозяйственные службы 2- Бухгалтерская служба 3- Отдел кадров 4- Организационно-правовой отдел 5- Канцелярия Структурные подразделения по поддержке и развитию единого обра ...

Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность ...

Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессионально компетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняются функциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются профессиональные сп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru