Покажем, как это можно сделать.
Учитель предлагает решить задачу: «На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на 4 тарелках?» [9,40-41].
Выполнив иллюстрации, учащиеся записывают решение: 3+3+3+3=12.
Учитель. Что можно сказать о слагаемых этой суммы?
Дети. Одинаковые.
Учитель. Сколько их?
Дети. 4.
Учитель. Здесь по 3 взяли 4 раза. Если слагаемые одинаковые, то сумму можно записать иначе: 3·4=12. Читают эту запись так: по 3 взять 4 раза, получится 12. (Дети повторяют.)
Учитель. Можно прочитать по-другому: 3 умножить на 4, получится 12. Здесь выполним действие умножения. Сложение одинаковых слагаемых называют умножением. (Дети повторяют.)
Учитель. Умножение обозначают знаком – точкой.
Учитель. Что показывает в этой записи число 3?
Дети. Число 3 берется слагаемым.
Учитель. Что показывает число 4?
Дети. Сколько раз взяли слагаемым число 3.
Затем выполняется несколько упражнений на замену суммы произведением. При этом дети устанавливают, что показывает каждое число в новой записи.
Очень важно, чтобы учащиеся поняли, при каких условиях возможна замена суммы произведением и когда она невозможна. Этому помогает решение примеров с одинаковыми и разными слагаемыми.
На доске пример: 15+15+15.
Учитель. Замените пример на сложение примером на умножение.
Дети. 15·3.
Учитель. Можно ли пример 22+22+28 заменить примером на умножение?
Дети. Нельзя.
Учитель. Почему?
Дети. Слагаемые разные. Слагаемые неодинаковые.
Учитель. Всегда ли можно пример на сложение заменить примером на умножение?
Дети. Не всегда.
Учитель. В каких случаях это сделать можно?
Дети. Когда слагаемые одинаковые.
Далее вводится первый вычислительный прием нахождения произведения, основанный на конкретном случае умножения, – это замена произведения суммой и выполнение сложения. Например, предлагается найти результат: 6·4.
Учитель. Прочитайте пример.
Дети. 6 умножить на 4.
Учитель. Что в этой записи указывает число 6?
Дети. Это число берется слагаемым.
Учитель. Что обозначает число 4?
Дети. Сколько берется слагаемых.
Учитель. Заменим пример на умножение примером на сложение.
Запись: 6+6+6+6=24.
Надо уделить особое внимание закреплению знаний этого приема, так как в дальнейшем он используется при составлении всех таблиц умножения. С этой целью полезно научить детей вести рассуждение при замене произведения суммой по определенному плану: назвать первый множитель и сказать, какое число берется слагаемым; назвать второй множитель и сказать, сколько надо взять таких слагаемых; вычислить сумму. Например, вычисляя произведение 5·3, дети рассуждают: первое число (первый множитель) 3, следовательно, слагаемых будет 3; вычисляем: 5+5+5=15.
Запись: [9,42].
При вычислении некоторых сумм одинаковых слагаемых целесообразно ознакомить детей с приемом группировки слагаемых (не вводя этого термина) и использовать этот прием тогда, когда это удобно. Например, вычисляя сумму 2+2+2+2+2+2+2, надо обратить внимание детей, что сумма пяти слагаемых равна 10, а к 10 легко прибавить сумму остальных слагаемых: 10+4=14. Этот прием используется в дальнейшем при составлении таблиц умножения [8,68].
Закреплению знания конкретного смысла действия умножения и вычислительного приема, основанного на этом знании, помогают такие упражнения.
1) Сравните выражения и поставьте вместо звездочек знак « > », « < » или « = » :
8+8+8 8·2
4·5 4+4+4+4
6+6+6+6+6 6·5
1·3 1+1+1+1
2) Вычисли произведения, заменяя умножение сложением одинаковых слагаемых.
9·2 2·3 1·5 0·4 12·2
В каждом столбике найди значение второго выражения, используя значение первого.
9·2 = 18 2·6 = 12 7·4 = 28
9·3 = 2·7 = 7·5 =
Объясни, разными способами, на сколько клеток разбит прямоугольник.
Читайте также:
Комментированное чтение
как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...
Анализ опыта работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – о ...
Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности (А.А. Лобанов). Информационная функция заключается в передаче через общение опреде ...