Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»

Страница 1

При организации творческих занятий по предмету «Человек и мир» учитель должен осознавать, что ученик работает на высоком уровне (творческом, продуктивном), который предполагает: свободное оперирование программным учебным материалом с использованием сведений из других учебных курсов, из прочитанной литературы, радио и телепередач; владение такими приемами учебной деятельности, как аналитическое описание изучаемых растений и животных, их сравнение, установление признаков различия и сходства, выделение существенных признаков ведущих природоведческих понятий; не только усвоение санитарно – гигиенических навыков, правил поведения в природе и обществе, но и их выполнение. Умение применять полученные знания для решения проблемы в нестандартной ситуации, проводить экологическое прогнозирование. Например, объяснить к чему приведет чрезмерное осушение болот, загрязнение водоемов, исчезновение насекомых, хищных животных и так далее. Или может объяснить, почему нельзя совершать прогулки вдоль улиц с оживленным движением, а лучше это делать в сквере, парке или во дворах домов, где много земли и т.п. Проявление познавательной активности, целеустремленности, ответственности, желание помочь одноклассникам решить ту или иную познавательную задачу [8, c. 3].

Но для этого, чтобы ученик смог работать на этом уровне, учитель должен научить его работать творчески. Иногда дети даже и не подозревают, что получают от учителя задание творческого характера. Например, подобрать стихи об осени (к экскурсии), подготовить рассказ о своей семье и так далее.

Творческие задания могут иметь место на любом этапе урока в зависимости от его организации. Задания могут располагать по возрастающей степени сложности. Например, в ходе беседы о поведении человека в природе учитель показывает карточки с различными знаками, а дети рассказывают, о чем они напоминают. Можно усложнение задание и предложить детям самим придумать и изобразить рисунки к теме.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя создание и реализацию педагогических условий, выдвинутых нами первоначально в гипотезе. Развитие творческих способностей младших школьников будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий:

1). При реализации содержания текстов заданий учебников по окружающему миру для развития творческих способностей.

2). При систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока.

3). При включении школьников в процесс наблюдения за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.

Для реализации первого условия гипотезы нами были использованы задания учебника и рабочей тетради для развития творческих способностей учащихся. В этапах уроков мы старались включить задания и упражнения на развитие фантазии и креативности.

Детям были предложены такие задания, как написать сочинение, ответив на вопрос «Что было бы, если из нашей жизни исчезли бы все растения?»; (Приложение 11). Предшествующим этапом к написанию сочинения было изучение тем: «Растения – живые существа», «Человек и лес», «Лесная аптека». Для начала мы с детьми выяснили, для чего же нам нужны растения, какую пользу они приносят. Была организована работа с текстом учебника, выполнены все задания:

- проведена беседа о пользе леса по стихотворению.

- работа с рубрикой «Картинная галерея».

- речевая разминка.

Результаты проверенных сочинений показали, что многие дети не имеют навыков написания сочинения. Большинство сочинений написано не творчески, здесь мы видим перечисление ответов на вопрос. Но имеется несколько работ, где прослеживается логически связный текст, с использованием распространенных предложений и прилагательных. В этих сочинениях мы можем выделить следующие предположения детей по данному вопросу: «Если из нашей жизни исчезнут все растения, то нам нечем будет дышать. Повсюду будет пыль и жара….», «…Земля превратится в свалку останков всех живых организмов…», «…Вся Земля превратится в пустыню .». Мы видим, что дети глубоко представили себе картину жизни без растений, детально описали ее.

Одним из заданий, предложенных в учебнике, было - подготовить рассказ: что необходимо растению для жизни. Дети активно участвовали в обсуждении. Многие рассказывали связный текст.

Использовались задания на воссоздающее воображение:

- нарисовать рисунок-схему «Дерево» и обозначить надземные и подземные части;

-описать кустарники или травянистые растения по иллюстрациям в учебнике и др.

Дети активно принимали участие при выполнении таких заданий. С большим удовольствием работали в тетради «Учимся думать и фантазировать». Но у некоторых детей возникали трудности при выполнении письменных заданий (например: сочинение). Из этого, можем сделать вывод, что детям легче выразить свои мысли устно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Роль и место политехнических знаний при изучении раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...

Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности системы дошкольного образования г. Иркутска
Сфера образования в г. Иркутске традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для ...

Описание различных видов упражнений, заданий
Для учащихся младших классов характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, развитие мотивации и самосознания, потребность в оценке взрослого человека; потребность в игр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru