В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 гг., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.
2005 год ознаменован новым шагом в развитии российского образования - реформа образования объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект "Образование" (ПНПО), целью которого является:
- ускорение процессов модернизации российского образования,
- обеспечение комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,
- достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг. Разработка ФЦПРО связана с окончанием в 2005 году Федеральной программы развития образования 2002 года, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г.
На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Проект Модели широко обсуждался на августовских мероприятиях 2008 года.
2 сентября 2008 года на коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».
11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. Эта программа стала базовым инструментом для реализации национальной образовательной инициативы Д. Медведева «Наша новая школа», в которой определены шесть основных направлений развития общего образования:
Переход на новые образовательные стандарты
Развитие системы поддержки талантливых детей
Совершенствование учительского корпуса
Изменение школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепление здоровья школьников
Расширение самостоятельности школ
В соответствии с этими концептуальными документами с 2009 года разрабатываются и поэтапно внедряются новые образовательные стандарты, развиваются оценочные технологии эффективности образования. С 2009 года в штатном режиме введен Единый государственный экзамен для выпускников общеобразовательных школ (ЕГЭ), а затем и Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА).
В 2012 году все ключевые положения современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики закреплены Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Новый закон «Об образовании в РФ» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Он заменил два базовых закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год).
Читайте также:
Социально-психологический аспект социальной работы со
слабослышащими детьми
Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности слабослышащих детей и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, посо ...
Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...
Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание д ...