Современные информационные технологии в учебном процессе

Страница 1

Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Основной вопрос компьютеризации образования - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если видеть в них только еще один из видов ТСО, пусть даже самый эффективный, никакой реформы образования не получится. Компьютеризацию нужно рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер знаменует собой начало новой эры - эры безбумажной цивилизации и машинной обработки знаний [8, с.66].

Если взглянуть на историю с позиций педагогики, то в ней можно выявить свою периодизацию, не совпадающую с традиционной, т.е. социологической. По способу сохранения и передачи информации от поколения к поколению логичным и принципиально допустимым, на наш взгляд, было бы такое разделение:

а) дописьменный период (носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек, Учитель; он же несет на себе и моральную ответственность за передаваемые знания);

б) письменный-докнижный (носителем знаний становится рукописная книга, однако в силу ее малой доступности по-прежнему необходим человек как распространитель и интерпретатор знаний; отсюда же возникает кастовый характер образованности);

в) письменный-книжный (носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга, выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая роль человека сохраняется в основном на низших ступенях обучения);

г) период безбумажных, электронных технологий и коммуникаций, свидетелями начала которого мы все являемся и осмысливать который нам предстоит [10, с.312].

Для каждого из названных периодов была сформирована и веками совершенствовалась своя технология работы с информацией. Возьмем хотя бы "книжный" период. Нельзя не признать, что в мире существует обширная литература по технологии работы с книгами, детально выделены и методически разработаны различные виды чтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками, методика создания собственного справочного аппарата, правила библиографического поиска и профессионально грамотного оформления записей и многое другое. Правилам работы с книжными источниками и ведению записей люди учатся на протяжении всего срока обучения, от школы до вуза. Совершенно очевидно, что появление принципиально новых материальных носителей информации должно повлечь за собой аналогичный процесс - разработку постоянно углубляющейся системы методик их использования в различных сферах жизни [11, с.85].

Любая методика работы с аппаратурой должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. В нашем случае крайне важно учитывать параметры не только уже имеющейся, но и, по возможности, техники завтрашнего дня. Тенденции развития компьютерной техники, просматривающиеся в литературе, дают основание предположить, что в ближайшее время развитие компьютеров будет происходить по традиционной схеме, т.е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основных подходах к его использованию коренных, принципиальных изменений не ожидается. Реально предвидимыми направлениями можно считать следующие:

1. Скачкообразное повышение частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).

2. Переход на принципиально новые, высокоскоростные типы плат оперативной памяти (от 400Мгц и выше).

3. Последовательное увеличение емкости HD (75 Гб и выше).

4. Массовое распространение видеопанелей - плоских ЖК-мониторов большого размера, интегрирующих функции ПК и ТВ.

5. Широкое распространение "голосовых" технологий (ввода текстов и управления работой компьютера с помощью голоса).

6. Резкое увеличение относительного количества портативных компьютеров.

7. Тотальную "интернетизацию" технической базы и всего программного обеспечения компьютеров.

8. Последовательное снижение цен на модели массового пользования.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Общая характеристика иноязычного лексикона
Ядром билилингвальной личности является иноязычный лексикон. Под термином «лексикон» А.А. Залевская понимает сложную систему многоярусных, многократно пересекающихся семантических полей, с помощью которых упорядочивается и хранится в более или менее полной готовности к употреблению в деятельности р ...

Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...

Влияние компьютерных игр на социализацию личности детей
Компьютерные игры – порождение электронной эры и продукт массовой культуры – нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных п ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru