Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем как важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Именно поэтому важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в дошкольный период легче всего исправить нарушения речи.
Приложение 1
Схема обследования детей с заиканием
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _
Дата рождения _
Дата обследования
Возраст
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада, поликлиники направлен
_
Дата поступления в логопедическую группу
_
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз районной МППК
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия _
Отец: образование, профессия _
Жалобы родителей
Речь родителей
_
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания (наличие семейного заикания)
_
Общий анамнез
От какой беременности ребенок
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину _
Во 2 половину
Заболевания _ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.
Травмы
Явления угрожающего выкидыша _
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды _
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов
Травмы во время родов _
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Резус – фактор _ Совместимость
Врожденные пороки
Вес и рост ребенка
Когда принесли кормить _
как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания
До какого времени грудное вскармливание
Состояние ребенка в грудном возрасте _
Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни _
Заболевания на 1-м году жизни _
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет
Травмы головы _
Закрытие родничка
Нервно-психическое здоровье матери, отца
Заболевания у родственников _
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета
Понимание речи с _
Первые слова с _
Первая фраза с
Темп речи
С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками _
Дефекты слоговой структуры слов
Пропуски, замены, перестановки, повторения
Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносимых звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие того, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи)
_
Особенности формирования моторики
Удержание головы с
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с _ Движение со спины на бок с _, со спины на живот с _
Стал сидеть без поддержки с
Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого _
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с _
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с _
Ходил ровно, с пробежками, падал с _
Моторные навыки: одеться с _, раздеться с ,
Застегнуть пуговицу с , зашнуровать ботинки с
Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная переключаемость движений с _
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества _
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого с
Действия с игрушками по словесной инструкции с _
Подражание разнообразным показываемым действиям с _
Воспроизведение данного образца по показу с _
Воспроизведение данного образца по слову с _
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с
Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересовался их действиями с
Читайте также:
Внедрение инновационных технологий в образовательное учреждение
Наступивший XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичны, экономичны, результативны. Ра ...
Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умств ...
Взаимодействие субъектов образовательного процесса по решению проблем педагогически
запущенных детей
Успешность учебно - воспитательного процесса в школе в значительной мере определяется эффективностью взаимодействия основных субъектов образовательного процесса - учителей, школьников, их родителей, представителей администрации социального педагога и школьного психолога, и достигается там, где учас ...