Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников

Страница 2

Можно сформулировать некоторые педагогические принципы, придерживаясь которых можно способствовать развитию художественно-творческих способностей.

1. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения развития художественно-творческих способностей, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Учащегося следует поощрять за попытку использовать интуицию в решении художественно-творческих задач.

2. Вторая рекомендация состоит в формировании у учащихся уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя уже обречен на неуспех. Разумеется эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимися менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю удается достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.

3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха, и т.п.). отрицательные эмоции подавляют проявление художественного творчества.

4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач, и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения теряет способность к творческой деятельности.

5. Важнейшая задача – не допускать преобладания конформизма, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой ученик, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за неё высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить конформиста.

6. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в закономерности лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.

7. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, которую надо просто исправить. Основная часть противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.

8. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных мнений (гипотез) существенно повышает показатели близости, гибкости и оригинальности мышления.

9. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как уже отмечалось, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным, с помощью более традиционных методов.

10. Важнейшими условиями развития творчества является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответа на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель.

11. Наконец, самая главная, заповедь – всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать своё «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декламировать своё уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и не сравнимую ценность каждой живой личности.

Толмачева Т.В. – автор кандидатской диссертации, исследуя условия развития творческих способностей, акцентирует свое внимание на таких условиях как

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Содержание современного образования
Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине. Г. Воробьев "Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение о ...

Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является экспериментальным, учитель работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. В своей работе учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы обучения. Особенно интересным и эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе с детьми. У ...

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя во вторую половину дня
Подъем детей осуществлялся постепенно, дети просыпались, делали зарядку, затем умывались, и одевались. Воспитатель следит, как дети выполняли все указанные действия, помогала детям одеваться, расчесывала детей и заплетала. Затем воспитатель назначала дежурных детей, они сервировали столы, остальные ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru