В соответствии с психологической схемой художественного творчества результатом деятельности ученика станет достижение творческого результата, а результатом деятельности педагога станет факт развития художественно-творческих способностей учащихся.
Для того, чтобы данная система эффективно функционировала, ею необходимо управлять. Этим объясняется выбор второго педагогического условия – педагогическое управление процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории. Мы разделяем позицию Ю.В. Васильева, что педагогическое управление предусматривает не только содержательный компонент (овладение умениями поисковой работы и контроль над развитием способностей), но и организацию таких форм деятельности, в процессе которых учащиеся самостоятельно приобретают опыт, необходимый для их саморазвития и самоуправления. Цель педагогического управления в переводе ученика из управления в самоуправление.
М.Е. Дуранов, определяя самоуправление как процесс познания самого себя, своего интеллектуального, эмоционального, психофизического развития и самоуправления на этой основе своей деятельностью, определяет следующие его компоненты:
- самопознание (рефлексия, «Я-концепция»);
- самообразование (расширение и углубление знаний, формирование умений, познавательной направленности личности)
- самоорганизация (познание себя как системы, определение целей, содержания, и этапов самоорганизующей деятельности);
- самоконтроль;
- самооценка (оценка своих качеств и способностей);
- саморегуляция (цель, программа, исполнительская деятельность, оценка результатов на основе выбранных критериев и принятие решения на саморегуляцию).
Это позволило нам выделить функции педагогического управления и самоуправления учащихся в ходе творческой деятельности.
Таким образом, реализация условия педагогического управления процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории обеспечивается: во-первых, созданием основы для активизации роли учащихся, способствующей переходу от управления к самоуправлению субъектами процесса развития творческих способностей; во-вторых, системой рефлексно-креативного управления.
Эти педагогические условия обеспечивают внешние факторы эффективности педагогического процесса, но также необходимо владеть информацией о результативности процесса по отношению к качествам личности учащихся, таким образом, встает вопрос о рассмотрении следующего педагогического условия – разработка критериев уровня развития творческих способностей учащихся ходе творческой деятельности.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы показал, что до настоящего времени нет единого подхода к оценке художественно-творческих способностей. В данном случае нужен комплекс критериев, который включает психологические, педагогические и социальные показатели, позволяющие оценивать его динамику и эффективность педагогического воздействия.
Теоретико-экспериментальные изыскания, а также собственный опыт работы привел нас к выводу о том, что в качестве фиксируемых показателей следует принять уровни развитости художественно-творческих способностей учащихся, разработанные в соответствии со структурной моделью творческих способностей личности В.И. Андреева, когда основным критерием измерения динамики способностей служит уровни сформированное процессуальных характеристик творческой деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, используя данные констатирующего этапа эксперимента, мы выделяем следующие уровни развития художественно-творческих способностей учащихся в ходе творческой деятельности: репродуктивный, имитирующий, конструктивный и творческий на основе оценивания характера деятельности. В качестве показателей, характеризующих уровни, мы рассматриваем следующие:
- развитость интеллектуальных способностей (умение анализировать, доказывать, способность видеть проблему и др.);
- проявление творческой активности и самостоятельности, учащихся в ходе художественно-творческой деятельности;
- сформированность способности к самоуправлению в ходе художественно-творческой деятельности;
- развитость коммуникативно-творческих способностей учащихся (способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству);
Сводная таблица системы признаков творческих способностей, характеризующих результативность процесса творческой деятельности, их критерии и методы исследования приведены в таблице 2.
Таблица 2. Сводная таблица признаков творческих способностей учащихся
Признаки |
Критерии |
Методы исследования |
Развитость интеллектуальных способностей и структурных особенностей интеллекта |
Интеллектуальная компетентность (соотнесение знаний, их объём, системность, гибкость, быстрота актуализации знаний, критичность мышления). Способы усвоения знаний, глубина анализа, систематизации, логичности, обобщения и т.д. |
Тестирование, анализ выполнения заданий, наблюдение |
Проявление творческой активности и самостоятельности в ходе художественно-творческой деятельности |
Степень интереса к творческой деятельности, проявление интеллектуальной инициативы: самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, разрешать проблему, освоение других областей приложения способностей, наличие самостоятельно поставленных целей и способов достижения результата в творческой деятельности |
Анализ диагностических заданий, наблюдение, беседа, экспертная оценка, самооценка |
Сформированность способности к самоуправлению и саморегуляции в ходе творческой деятельности |
Готовность реализовать функцию самоуправления (понимание целей управленческой деятельности, целеполагание и целеустремленность, планирование, осмысление, корректировка процесса творческой деятельности). Степень адекватной оценки и самооценки; степень сформированности собственной позиции при проведении творческой деятельности; степень владения умениями рефлексии и коррекции |
Анализ диагностических заданий, наблюдение, беседы, экспертная оценка, самооценка, самоанализ |
Развитость коммуникативно-творческих способностей |
Степень освоения и адаптации новых рациональных приёмов деятельности и творческого опыта других; умения обмениваться опытом творческой деятельности; сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности; организации творческого общения в процессе творческой деятельности |
Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Экспертаная оценка, самооценка |
Читайте также:
Профилактика девиантного поведения
Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров. Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. [27] Профилактической и коррекционной рабо ...
Лексика русского языка как система
Русский язык, как и другие языки мира, является языком слов, из которых строятся словосочетания и предложения. Слова представляют минимальные самостоятельные единицы, употребляющиеся отдельно и имеющие, в отличие от фонем, собственное значение (предметности, признака, действия и т. д.). Слова — в ...
Уровни контроля и проверки знаний по химии
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни. Первый уровень – репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на п ...