- включение учащихся и педагогов в совместную творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей;
- педагогическое управление процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории;
– разработка критериев уровня развития художественно-творческих способностей учащихся, в ходе творческой деятельности.
Совместная художественно-творческая деятельность учащихся и педагогов, основанная на многообразном деятельностном общении, в результате которой, происходит их взаимное обогащение способствует развитию художественно-творческих способностей.
Когда самостоятельная деятельность учащихся достигнет такого уровня, что можно говорить об идентичности схемы художественно-творческой деятельности учащихся и педагогов, тогда можно констатировать достижение главной педагогической цели, то есть творческие способности учащихся будут развиты настолько, что они смогут осуществлять самостоятельно.
Интерес к предмету, интерес к знаниям связывается учащимися в единое целое с личностью учителя, с отношением к нему. Возникновение познавательного интереса при формировании и развитии творческой активности учащихся способствует созданию эмоционального тонуса учебно-творческой деятельности, который проявляется в интеллектуальном настрое учителя и учащихся, увлеченности и взаимной поддержке, поощрении, в духе соревновательности, в спокойной доброжелательной атмосфере.
Постановка ученика в позицию субъекта деятельности способствует переводу его на уровень актуального развития, что особенно значимо для юношеского возраста, который относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида (Л.И. Божович, Е. Доуван, И.С. Кон, Н.С. Лейтис и др.).
Т.В. Толмачева считает, что педагогическая функция по проектированию совместной творческой деятельности представляется как позиция двух функций: прогностической и управленческой. Данная деятельность должна включать все этапы, содержащиеся в процессе творчества. Важно, чтобы педагог рассматривал художественное творчество учащихся и как свой собственный процесс и тем самым становился партнером в творческом процессе.
Таблица 1. Этапы совместной творческой деятельности педагога и учащихся
Этап |
Содержание |
Цель педагогического воздействия |
Осознание вида деятельности |
Введение в деятельность |
Обеспечить личную включенность в новый вид деятельности на основе актуализации смысла и целей деятельности |
Деятельность, разделенная между педагогом и учеником |
Анализ деятельности, вовлечение ученика в посильную операционно-исполнительскую деятельность, необходимую для обеспечения результата | |
Овладение деятельностью |
Имитационная деятельность |
Активизировать ученика к совместному поиск решения проблемы, к проявлению активности |
Поддерживающая деятельность |
Расширить инициативу, включить в управление деятельностью | |
Творческая деятельность |
Деятельность по саморегуляции |
Вовлечь во взаимо- и самоконтроль по отношению к атрибутам деятельности |
Деятельность по самопобуждению |
Выдвижение, обсуждение и принятие целей деятельности, внешних и процессуальных форм управления по достижению результата | |
Деятельность по самоорганизации |
Поиск и апробирование способов эффективного сотрудничества и общения между участниками творческой деятельности, активное изменение позиции участников во взаимодействии | |
Партнерство |
Определить переход к субъект – субъективным отношениям между участниками деятельности на основе саморегуляции всех компонентов в структуре творческой деятельности. |
Читайте также:
Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...
Степень удовлетворенности родителей результатами работы педагогов
Дворца Творчества Юных
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и госуд ...
Общая характеристика мультимедиа-технологий
Середина 1990-х гг. ознаменована появлением ряда теоретических работ и учебных пособий, посвященных вопросам применения компьютерных технологий в сфере образования и, в частности, применению средств мультимедиа в рамках образовательного процесса. Наибольшее распространение в литературе получают поп ...