Успех во всех сферах творческой деятельности обеспечивали повышенная восприимчивость, чувственно-эмоциональная отзывчивость, образное видение, развитое творческое мышление, воссоздающее воображение, ассоциативное богатство чувственности школьников.
В последние годы в педагогике искусства утвердилось понимание того, что художественно-творческие способности, проявляясь на материале того или иного искусства, по своей психологической сути представляют собой общий момент одарённости к различным видам искусства, когда идеи и переживания человека находят адекватную форму в звуке, в жесте, в художественном слове.
Художественно-творческие способности довольно обширны: музыкальные, изобразительные, актёрские, лингвистические, литературные и др.
Все они имеют взаимодополняющий характер, отличаются размытостью границ между содержащимися в них компонентами. Для нашего исследования, объектом которого является развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках истории в старших классах, наиболее актуальной является проблема эффективности использования тех или иных методов и форм развивающих художественно-творческих способности в процессе обучения истории.
Одним из ведущих подходов к развитию художественно-творческих способностей является культурологический подход. Мы полагали, что отдельные художественные способности наиболее полно воссоздают одну из структур образа. Литературные умения обращены к внутреннему миру человека, его психическим состояниям, мыслям и переживаниям. Изобразительные умения обладают особенными возможностями для совершенного воплощения облика персонажа и всей видимой (картинной) стороны художественных образов.
В дипломной работе представлена культуротворческая среда лицея – высокомотивационная, актуализирующая творчество воспитательно-развивающая среда, способствующая укреплению в сознании школьников престижности качественного образования, обеспечивающая свободу выбора деятельности и ответственность субъекта за сделанный выбор. Как педагогическое условие культуротворческая среда включала в себя объективную (ценностно-смысловая целостность) и субъективную (сотворчество, эмоциональный климат, личностная значимость творческой деятельности) характеристики.
Обогащение содержания образования и создание культуротворческой среды обеспечивало накопление школьниками субъектного творческого опыта. В контексте решаемой проблемы содержание образования выполняло культурологическую функцию, а принципы отбора материала раскрывались через комплекс идей. В рамках идеи культуры для нас были значимы: культурные ценности, функции культуры, диалог культур – средства обогащения и расширения видов творческих умений, использования культурного наследия в развитии познавательной мотивации школьников, способов познания, приобщения к ценностям культуры.
Идея творчества соединяла в себе представления о деятельности Человека, преобразующей социальный мир в соответствии и с учетом законов природы, красоты; творчестве как специфической деятельности, как состоянии человека; творчестве как результате, как качестве личности.
Читайте также:
Понятие
о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковеде ...
Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности
старшеклассников
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [22, С.312]. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель ...
Образование, как отрасль национальной экономики РФ
Необходимым условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевы ...