4. - практика и отработка навыков, направленных на укрепление организма, развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости);
5. - проведение опытов, наблюдений, обучение элементарным оздоровительным навыкам – на занятиях физической культурой.
Занятия проводятся по такой схеме:
· - формирование знаний на уроках биологии;
· - определение индивидуального уровня состояния систем организма в курсе ОБЖ;
· - коррекция с помощью физических упражнений физиологических отклонений показателей организма от нормы на занятиях физической культуры.
При этом важно согласовать учебный материал интегрируемых курсов, понимая под этим совместную деятельность учителей-предметников, которая дает возможность избежать дублирования в содержании тем, разделов и экономит учебное время. Отбираем такой теоретический материал, на примере которого можно формировать навыки ведения здорового образа жизни.
Например, на уроках биологии при изучении темы «Опорно-двигательная система» сообщаем учащимся, о строение мышц человека и их основных группах, об особенностях работы мышц и какое значение для нашего организма имеет тренировки мышц.
На уроке по ОБЖ изучаем приёмы оказания первой помощи при повреждении.
На занятиях по физической культуре учащимися узнают о влиянии физических упражнений на здоровье человека.
Подобный подход позволяет усваивать физиологический материал более осмысленно, а организм человека воспринимать как целостную живую систему.
Для акцентирования внимания на материале о здоровом образе жизни предлагаем использовать разнообразные методы и приемы обучения:
· - словесные: рассказ, беседа, дискуссия, лекция;
· - наглядные: схематизация, демонстрационные опыты;
· - практические: наблюдения, эксперимент, лабораторные работы, измерения:
· - тренировочные упражнения: работа с литературой, таблицами, рентгенограммами, анализ фактов, взятых из жизни, решение логических и экспериментальных задач, задач на диагностику травм, обсуждение мер первой помощи.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Однозначно, современные проблемы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний, которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития здорового поколения
Поэтому задача любого учителя воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни, формирования у них научного понимания приоритета здорового образа жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Уроки биологии в школе являются благоприятной почвой для формирования у учащихся полезных привычек. Однако мнение, что здоровьесберегающая технология применима только на уроках биологии ошибочно. Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы, но научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным здоровьем - задача каждого учителя-предметника.
Читайте также:
Внеклассное мероприятие
Устный журнал "Зимушка-зима" Оборудование: рисунки на тему о зиме; плакат-журнал "Зимушка-зима" с кроссвордом; плакаты с пословицами. 1-ая страница Отгадайте загадку : Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима) -О каком ме ...
Теоретические исследования в системе специального
образования детей и подростков
Проблемой специального образования занимается специальная (коррекционная) педагогика. Именно поэтому необходимо разобрать основные понятия. Специальная педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограничен ...
Описание фрагментов воспитательных занятий
Знания детей о нравственных нормах, полученные на занятиях, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Для обобщения знаний о нравственности я провожу беседы по разнообразной тематике. Это беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюби ...