Деловая игра – это активная учебно-познавательная деятельность по реализации имитационного моделирования практически любой возможной жизненной ситуации. В отличие от организации и проведения проблемного урока, в технологию деловой игры заложено возникновение проблемной ситуации как бы, самопроизвольно, хотя она предопределена правилами и условиями проведения самой игры.
Деловые игры представляют собой наиболее увлекательный для учащихся и способный вызвать у них неподдельный интерес и активность вид учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем, надо отметить, что деловые игры в различной, порой завуалированной форме, сопровождают нас на протяжении всей жизни. Очень многие сферы деятельности, как отдельного человека, так и целых коллективов, можно рассматривать как определенный род деловых игр. Довольно часто, они представляют реальный интерес, даже для взрослого человека.
Следует ли удивляться тому, насколько захватывающими они представляются для учащихся, тем более в рамках обычного урока информатики.
Необходимо отметить, что для этой возрастной категории особенно свойственно демонстрировать свою самостоятельность, независимость, имитировать (в том числе и на уроках) ситуации реальной «взрослой» жизни. Совершенно справедливым видится для нас попытка направить эту энергию учащихся на повышение качества их подготовки по информатике и ИКТ, углубленное изучение теоретического материала, формирование таких умений работы, которые возможно использовать в своей повседневной жизни, то есть росту познавательной активности.
Для большинства учащихся достаточно важно и интересно понимание способов применения своих знаний, полученных на уроках информатики и ИКТ, в различных областях будущей производственной деятельности, что и обеспечивают в полной мере деловые игры. Кроме того, в процессе организации и проведения деловой игры, учитель информатики может подбирать достаточно сложные, в том числе, олимпиадные задания. Урок в форме деловой игры наиболее целесообразно проводить как урок закрепления изученного материала или как обобщающий урок. Так как в этом случае у учащихся уже сформированы теоретические знания – катализатор творческого решения проблем; практические знания и умения – инструмент, основа творческой деятельности. В результате формируются и развиваются творческие способности учащихся, которыми в той или иной мере наделен каждый (изобретать могут все) и осуществляется включение каждого ученика в решение основных и доступных школьникам типов проблем [20, с. 77].
Рассмотрим примеры деловых игр, возможных к применению на уроках обобщения и систематизации знаний.
Пресс-конференция. Деловая игра сводится к тому, что учащиеся класса готовят «информационное сообщение» по одной из заранее определенных тем. Внешне это моделирует проведение реальной пресс-конференцию, проводимой либо в государственных структурах, либо в научно-исследовательском институте либо в лаборатории, либо в рекламной компании. Подготовка к игре начинается ориентировочно за 10–15 дней (две недели) до ее проведения.
Формируются:
– первая группа учащихся – научная в составе 3–4 человек, имеющих достаточно высокий уровень подготовки по информатике и ИКТ,
– вторая группа учащихся – представители «прессы» (6–10 человек),
– третья группа учащихся – члены «пресс-центра» (4–5 человек).
Для каждой группы надо, как и для первой, определить уровень или особенности знаний по информатике и ИКТ. А также сказать, каким образом можно эти группы формировать: жеребьевка, по желанию, на первый-третий рассчитаться и соответственно номер группы. Остальные, оставшиеся учащиеся класса объединяются в группу сотрудников научных учреждений родственного профиля.
Читайте также:
Формы организации воспитательной работы по проблеме
Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные ...
Структура лексикона
Развитие психолингвистики и других наук о человеке стимулировало интерес к устройству словаря в голове индивида, функционирующего в соответствии с закономерностями психического развития человека ̶ носителя языка и культуры. Такой словарь принято называть ментальным или внутренним лексиконом че ...
Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...