Игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Как пишет Д.Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. В игре происходит формирвоание личности ребенка.
«Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых», - пишет Эльконин Д.
Игра широко используется и как средство эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ.
Руководство педагога игрой включает в себя четыре компонента: деятельность педагога, обучающая игра, своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры Н.Я Михайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации
Практическое исследование показало, что эффект усвоения детьми гуманистических ценностей с помощью игры достаточно высок. так, дети охотно участвовали в игре. Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут – это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам (так как в первый раз они их нарушали). А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут – дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости. Дети искренне расстраивались и переживали, если их партнер по игре вел себя неправильно, «жульничал». В итоге в личной беседе с детьми после игры детская группа пришла к выводу, что важно уважать другого и не стремиться к победе любой ценой.
Читайте также:
Психолого-педагогические основы формирования
социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные
ресурсы»
В подростковом и раннем юношеском возрасте человек стремится понять себя и найти свое место в обществе. Ценности, ориентации на будущее, социальные интересы, притязания – это личностные характеристики, обеспечивающие активность подростка в разных сферах жизнедеятельности, и они же выступают механиз ...
Развитие
эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку
- Учить детей хлопать в ладоши под веселую мелодию, и с ее окончанием опускать руки на колени. "Полька", муз. Ю. Слонова; "Веселые матрешки", сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; "Камаринская", муз. П. Чайковского. - Учить детей вращать кистями рук. Поднять руки во врем ...
Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников
Теоретический анализ и организация творческой деятельности учащихся показали, что для эффективности педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в системе обучения истории необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В педагогической литератур ...