Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей

Современное образование » Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре » Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей

Страница 2

Почти все дети сказали, что игра им понравилась. Однако оказались и те, кто возразил обратное. На вопрос почему, был получен ответ, что ведущий в их паре «все делал неправильно». Либо наоборот – возражали те, кто был ведущими, обвиняя «вагончиков» в том, что они нечестно подглядывали. А одна девочка вообще отказалась играть в игру после проигрыша. На воспрос «почему» ответила: «Я хочу другого ведущего». После проведения игры детям были заданы такие вопросы:

- почему, как вы думаете, некоторые пары проиграли? Почти все ответили, что «они жульничали» и «хотели быть первыми». Тогда был задан такой вопрос: получается, что жульничать нельзя – иначе проиграешь? Дети ответили положительно.

- почему некоторые пары выиграли? Ответ – «они все делали правильно», «старались», «правильно везли вагончик».

- страшно ли было вагончикам? Ответ однозначный – да. Другой вопрос «Почему»? Ответы такие: «Глаза потому что закрытые», «Вдруг упаду».

- довольны ли вы были своими «ведущими трамвайчиками»? Тут мнения детей разделились. Часть ответила «да» (причем меньшая). Другая часть возражала: «Он быстро бежал», «Мне было страшно», «Он все делал неправильно» и пр

Контрольный вопрос был такой: что нужно было сделать, чтобы выиграть в данной игре? В итоге дети приши к выводу, что не нужно нарушать правила, а ведущим нужно больше заботиться о вагончиках. Что было самое интересное дети сами предложили сыграть в эту игру еще раз с условием, что они будут теперь все делать правильно. И как это ни странно на финиш все пришли почти одновременно. В итоге все дружно решили, что проигравших нет.

Выводы могут быть такими. Дети охотно учавствовали в игре (особенно во второй). Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут – это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам. А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут – дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости.

В заключении отметим следующее. В целом мы можем отметить, что для гуманизма характерны: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность.

Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Воспитание гуманности должно осуществляться через доверие, заботу, уважение, ответственность, этику, которые должны интериоризоваться в детскую психику благодаря таким средствам как игрушки, экскурсии, прогулки, беседы, и конечно же, творчество и игры.

Как показало исследование, роль сюжетно-ролевых игр в гуманистическом воспитании и становлении личности старших дошкольников является определяющей. Дело в том, что дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок еще активно исследует мир и получает от него впечатления во многом благодаря эмоциональным впечатлениям. Каким образом ребенку можно привить такие высокие и общезначимые ценности гуманизма как справедливость, равенство, свобода, уважение личности, человеколюбие и пр., которые не так широко реализуются и во взрослой среде? И здесь на помощь приходит именно игра. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек­цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас­сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать уч ...

Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...

Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»
При организации творческих занятий по предмету «Человек и мир» учитель должен осознавать, что ученик работает на высоком уровне (творческом, продуктивном), который предполагает: свободное оперирование программным учебным материалом с использованием сведений из других учебных курсов, из прочитанной ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru