Рис.8. Динамика направленности мотивации изучения биохимии у студентов I и III уровня профессиональной направленности
Рис.9. Изменение степени внутренней мотивации изучения биохимии у студентов I и III уровня профессиональной направленности
С изменением качества образовательной среды у студентов, отнесенных в группу с высоким уровнем профессиональной направленности, внешняя мотивация изучения биохимии сменилась на внутреннюю (рис.8). Количество студентов с внутренней мотивацией к изучению предмета возросло на 18,87%. При этом число студентов с низкой внутренней мотивацией уменьшилось на 3,3%, а с высокой увеличилось на 7,5%. Среди студентов, отнесенных в группу с низким уровнем профессиональной направленности, возросло число студентов с внутренней мотивацией изучения биохимии на 11,43%, уменьшилось количество студентов с низкой внутренней мотивацией на 7,23%, наметилась тенденция к увеличению числа студентов с высокой внутренней мотивацией (рис.8,9).
Рост количества студентов, оценивающих кафедральную образовательную среду как позитивную, сопровождался положительной динамикой числа студентов, которые включились в процесс личностного саморазвития (рис.10).
Саморазвитие студентов в образовательной среде кафедр медико-биологического профиля – основной резерв в достижении цели подготовки квалифицированного врача-личности. Преобразования образовательной среды кафедры, проектирование её как среды профессионально-личностного развития и саморазвития студентов способствует оптимизации подготовки будущих врачей.
|
|
Рис.10. Динамика самооценки участия студентов разных уровневых групп в саморазвитии и оценки образовательной среды кафедры биохимии ВолГМУ как позитивной.
В заключение формулируются общие выводы исследования и определяются перспективы дальнейших исследований в области интеграции средового и личностно ориентированного подходов в педагогике высшей школы.
1. Образовательная среда высшего учебного заведения (медицинского университета) представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, обладает сущностными характеристиками и взаимосвязями с образовательной, научной, медицинской, социокультурной средой региона и мира. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен представляет собой развивающийся пространственно-временной континуум, который аккумулирует целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия субъективного мира развивающейся личности и объективного мира высшей школы, включающего логику образовательных ситуаций, сферы деловых и межличностных контактов с другими личностями, творческими структурами научно-педагогических школ, предметно-пространственное окружение, интегрирующим началом которых является обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов. Образовательная среда вуза выступает необходимым компонентом целостного механизма профессиональной социализации, источником коллизий, жизненно-профессиональных ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения врача.
Уточнено содержание категории «образовательная среда как педагогический феномен» и проведен сопоставительный анализ с основными категориями дидактики, разграничены понятия "образовательное пространство" и "образовательная среда", выявлена специфика личностного опыта, поставляемого средой и учебным процессом.
Читайте также:
Функции толерантности
1. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинс ...
Игра и история ее возникновения
По моему мнению, правильным будет начать с того, что же такое игра и как она появилась. Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности являетс ...
Современные проблемы изучения детей
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: и ...