Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 21

Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры эффективно в том случае, когда ведущим условием выступает активное включение студентов в реализацию проектов по реорганизации среды вуза, их осмысленное субъектное отношение к собственному обучению и профессионально-личностному развитию), так и в их разработку на этапе анализа объекта проектирования, определения цели. Одинаковые ли противоречия выявляют в образовательной среде преподаватель и студент, схожие ли они видят несоответствия? Требования, которые предъявляются студентами к среде, должны быть ими же и осмыслены, отрефлексированы, сформулированы. Аналогично решается и проблема целеполагания. Тогда цель проекта образовательной среды будет удовлетворять как преподавательский коллектив, так и студента, ибо станет для него личностно значимой. Педагог при этом делегирует часть своих полномочий студентам. Причём студенты должны быть хорошо осведомлены – что и для чего они делают, а не просто дают ответы на поставленные педагогом вопросы. Полученные результаты анализа образовательной среды, цель создания проекта её также доводятся до сведения студентов.

Разработана и апробирована логическая схема включения студентов в осознанное профессионально-личностное развитие на кафедре теоретической и клинической биохимии, которая включает в себя четыре этапа, основным связующим элементом между которыми является наличие двойного целеполагания на занятиях: учебная цель (определена в учебном пособии) и цель личностного роста (определяется студентом самостоятельно).

Принципиально важна ориентация студента на восприятие и осмысление возникающих в среде жизненных ситуаций для самостоятельного реконструирования их в ситуации личностного развития. В соответствии с этим обоснована технология проектирования ситуаций развития личности как педагогически преобразованной среды. Факторы среды – социальные, педагогические способны повлиять на иерархию мотивов. А умение переподчинять мотивы формирует способность и готовность изменить ситуацию, трансформировать её в ситуацию развития личности. Все компоненты образовательной среды должны быть нацелены на поддержание доминанты самосовершенствования личности студента. Сложный интегративный процесс личностного саморазвития студента медицинского вуза, который можно представить как целенаправленное профессионально-личностное самосовершенствование, станет лишь тогда эффективным, когда студент будет рассматривать разные грани и аспекты своей жизнедеятельности, проблемы, успехи и неудачи в среде вуза и вне ее как источник саморазвития, а идея саморазвития станет личностно значимой и доминантной (внутренние условия саморазвития). Доминанта самосовершенствования становится духовным фактором внутренней жизни, и является также двигателем развития. Схема представленная на рис.7. позволяет выделить несколько модулей:

1. Модуль аккумуляции ресурсов, причём если вещественные и финансовые обеспечивает только вуз, то информационные ресурсы накапливают и сами участники образовательного процесса, используя в том числе, и современные компьютерные технологии.

2. Нами введено понятие «модуль использования ресурсов». Его главными элементами являются передача информации, включение ресурсов в образовательный процесс, в результате чего идёт процесс взаимодействия компонентов учебно-воспитательного процесса и педагогически неупорядоченных факторов среды, обеспечивая выполнение функций образовательной среды кафедры. Отдельные кафедры вуза подобно клеткам многоклеточного организма являются самоорганизующимися системами, а вуз представляет собой систему более высокого уровня.

Рис.7. Открытая система взаимосвязи среды, ситуации развития личности студента (СРЛС) и ситуации саморазвития личности студента.

3. Модуль обеспечивает взаимодействие всех структурных элементов ситуации развития личности студента медицинского вуза как особым образом организованной среды.

4. Модуль, отражающий ситуацию саморазвития личности студента, реализуется, если работают психолого-педагогические механизмы ситуации развития личности студента медицинского вуза как особым образом организованной среды и сформирована доминанта самосовершенствования.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Читайте также:

Компетенция ОПК-12
Компетенция ОПК-12 – это общепрофессиональная компетенция: «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства». Под компетенцией ОПК-12 понимается способность и готовность выпускника фор ...

Рекомендации по анализу учебного предмета и выделению учебных элементов
Следует учитывать, что важным моментом в описании целей обучения является анализ самих объектов деятельности специалиста, названных нами учебными элементами (УЭ). Именно ими очерчивается и гарантируется область возможной деятельности в структуре учебного предмета или системы учебных предметов. Под ...

Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru