Система работы кафедры по созданию образовательной среды включала:
1) целенаправленную поддержку у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу и традициям университета;
2) выработка кафедрой способов презентации своей профессионально-этической позиции, традиционной для нее системы ценностей и образцов профессиональной деятельности;
3) создание разнообразных структур и сфер проектной деятельности, позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры;
4) актуализация возможностей включения студентов в «лабораторию преподавателей» и неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в НИР кафедры;
5) создании открытой и доступной студентам информационной базы кафедры;
6) разработка и реализация на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности с традициями открытых защит результатов;
7) культивирование атмосферы состязательности, тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком и согласованном уровне требовательности и компетентности преподавателей.
В исследовании раскрыт механизм действия подструктур образовательной среды кафедры при выполнении ею образовательных функций: анализ возможностей различных компонентов образовательной среды → актуализация их потенциала как факторов создания личностно развивающей ситуации → приобретение в образовательной среде профессионально-личностного опыта (элемента профессиональной компетентности), содержание которого выходит за рамки возможностей его усвоения в рамках собственно учебного процесса.
Поддержка профессионально-личностного развития студентов благодаря актуализации средовых факторов оказывается эффективной, если: удается обеспечить субъектную позицию студента в отношении к среде, активно-преобразующее отношение к своему профессиональному развитию и будут реализованы технологии поддержки и сопровождения (тьютерства) профессионально-личностного развития студентов различных типологических групп как субъектов самореализации в образовательной среде вуза.
В соответствии с предложенной интерпретацией сущностных характеристик образовательной среды университета проектирование среды вуза не может представлять собой некую одноразовую акцию как это имеет место, например, в градостроительстве: проект - утверждение проекта - строительство здания. Динамичность образовательной среды, обусловленная влиянием на неё внешних факторов (социальные преобразования в стране и регионе, реформирование и модернизация образования в стране и мире, расширение автономии вузов, создание рынка образовательных услуг и возникновение конкурентной образовательной среды, новые мировые тенденции в педагогике, достижения в науке и технике) и новой информации полученной по механизму обратной связи от подразделений вуза выявляют новые проблемы или дерева проблем и обнаруживают необходимость изменения проекта. На основании изучения реальности университетской жизни, ориентируясь на предложенную структурно-функциональную модель образовательной среды, мы показали, что имеет место проектирование каждого из указанных компонентов среды университета, но также важна их пространственно-временная согласованность.
Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры – результат деятельности педагогического субъекта кафедры (коллектива) по следующему алгоритму:
1. Определяются качественные характеристики предполагаемой образовательной среды и особенности студентов, обучающихся на кафедре.
2. На основании иерархического комплекса потребностей всех субъектов и нормативных документов выявляются конкретно-содержательные цели и задачи и содержание будущего образовательного процесса в такой среде.
3. Разрабатывается проект психодидактической организации образовательной среды кафедры, учитывающий интеграцию мотивационно-ценностного, информационно-знаниевого, развивающего профессионально-личностную компетентность и способствующего личностному саморазвитию, валеологического и гуманитарного компонентов –4. Разрабатывается проект социальной организации образовательной среды (научная и коммуникативная подструктуры).5. Разрабатывается проект пространственно-предметной организации образовательной среды кафедры (материально-техническая подструктура). Среда выступает носителем символического сообщения, что обеспечивает дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития. Предложен перечень рекомендуемых компонентов, формирующих образовательную среду в рекреации.6. Объединение и установление пространственно-временного соответствия разработанных проектов организации среды кафедры и экспертиза целостного проекта на основе ее формального описания.
Читайте также:
Как любить ребёнка. Ребёнок в семье
Януш Корчак говорил: «Никакая книга, никакой врач не заменит собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Бывает, впечатлительный ребёнок фантазирует, что он в доме родителей – подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетие назад. Ребёнок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лиш ...
Психолого-лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...
Сущность понятия «коллективная творческая деятельность»
Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельно ...