На наш взгляд, социально-педагогические методы и технологии - основополагающие в системе социальной помощи детям с нарушениями слуха, поскольку без данной составляющей невозможна практическая реализация социальной реабилитации и адаптации таких детей.
Что касается педагогики, что в XV-XVIII вв. сформировались два направления в индивидуальном, а затем и в школьном обучении детей с нарушениями слуха. В их основе - выбор "своего" средства обучения: словесного или жестового языка. В разные исторические периоды доминирующую роль играла то одна, то другая система (устный метод обучения и мимический метод обучения), но и до сегодняшнего дня эти два основных подхода в обучении детей с нарушениями слуха существуют в сурдопедагогике, продолжая вызывать споры ученых, поиски достоинств и преимуществ каждой из этих систем.
Дальнейшее же развитие данного направления в социальной работе происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.
В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении, в т. ч. больных и физически неполноценных людей [27, с. 201].
Во второй половине XVIII в. в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы для детей с нарушениями слуха. Это, как правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, называвшиеся институтами.
На протяжении двух столетий в Европе, США и других странах развивалась школьная и дошкольная дифференцированная система обучения и социальной помощи глухих и слабослышащих детей в условиях закрытых (интернатных) образовательных учреждений.
В конце XIX века во многих странах Европы, например в Швеции, возникает система специальной помощи детям с нарушениями слуха.
К началу ХХ века в Европе появились и стали развиваться основные направления социально-коррекционной работы в специальных учреждениях:
христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
социально-педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха.
Во второй половине XX в. распространение интеграционных идей, подкрепленное существенным прогрессом в области слухопротезирования, созданием системы раннего выявления, ранней социально-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, привело к включению значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для детей с нарушениями слуха, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими и слабослышащими в структуре профессионального образования.
В большинстве развитых стран накоплен большой опыт по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности.
Необходимо отметить, что, например, в Швеции дети-инвалиды независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (в России сегодня нет такой специальности), психолог, логопед, а также социальный работник [4, с.67]. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации. К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Шведы не делят детей на "обучаемых" и "необучаемых", как это до последнего времени делали у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу.
Читайте также:
Динамика системы образования РФ
Действующая на сегодняшний день система финансирования в сфере образования страдает всеми недостатками, свойственными любым учреждениям, финансируемым из бюджета: жесткая регламентация статей расходов, невозможность перераспределения ресурсов между статьями, высокие административные издержки привле ...
Современное состояние системы образования РФ
Содержание школьного образования - основа нашей образовательной системы, и в течение переходного периода в развитии общества, она является основным объектом реформ и обновления. Содержание образования и ее реализация воплощают ценности и цели, которые ставит общество нового поколения. Сравнительные ...
Сущность понятия «толерантность»
Ненавидеть разумное существо, народ, расу - это же безумие. Это уже сродни некоей неистовой мифологии, человеконенавистнической аллегории. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, ленивых и тру ...