Задачи:
Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям.
Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся.
Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих детей.
Развитие в России системы профессиональной социальной помощи слабослышащим детям невозможно рассмотреть без развития системы специального обучения, поскольку это взаимосвязанные процессы и системы, взаимопроникающие и дополняющие друг друга.
Созданию в России специального обучения и помощи детям с частично нарушенной слуховой функцией предшествовал длительный период поисков теоретического и практического решения проблемы дифференцированного педагогического подхода к глухим, слабослышащим и позднооглохшим [23, с. 191]. Различительным признаком при этом выступало состояние слуховой функции. В связи с этим уже в середине XVIII в. были предприняты попытки использования и развития остатков слуха у глухих школьников, а также попытки раздельного обучения детей с недостатками слуха. К этому же периоду относятся и первые упоминания о детях с разной степенью потери слуха в России, а с начала 20-х годов XIX в. проблема дифференцированного обучения детей с недостатками слуха становится одной из наиболее актуальных.
В первой половине XIX в. отечественными педагогикой и социальной работой выдвинута теоретическая концепция об умственном воспитании глухонемых, суть которой состояла в признании возможности использования в качестве средств обучения и развития всех видов и форм речи в зависимости от степени сохранности слуховой функции.
Первым ученым, выдвинувшим идею дифференцированного подхода к обучению детей с недостатками слуха, был В.И. Флери, который настаивал на организации дифференцированного обучения по различным программам и по разной методике собственно глухонемых, позднооглохших и полуглухих [24, с.77]. Первоначально эта идея в основном замыкалась на дифференциации глухих - по времени наступления глухоты, наличию остатков слуха, в большей или меньшей степени помогающих осуществлять обучение произношению, по уровню одаренности и развития. Данная идея играет важную роль и в развитии социальной помощи слабослышащим детям.
Идеи В.И. Флери о дифференцированном обучении стремился реализовать Г.А. Гурцев, автор Устава 1835 г. Петербургского училища глухонемых. Он предусматривал организацию при училище отделения для полуглухих детей, однако осуществить это на практике не удалось [24, с.78].
С начала XX в. в России создаются училища для глухонемых, в которые попадали дети с более или менее выраженной способностью воспринимать устную речь на слух. По инициативе Ф.А. Рау проводится широкое обследование учащихся массовых школ с целью выделения детей, не успевающих в связи с недостаточностью слуха. Расширяется сеть специальных школ для умственно отсталых детей и детей, имеющих речевые нарушения при нормальном слухе, в которые в результате ошибочной диагностики попадали и слабослышащие дети.
Необходимость дифференциации контингента учащихся училищ для глухонемых и выделение категории детей с частичным нарушением слуха из общего числа детей с дефектами слуха, а также использования и развития у них остаточного слуха тесно связаны с практикой построения социально-медицинских и социально-педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха [34, с.10].
Читайте также:
Иерархия потребностной структуры ребенка в условиях социализации
Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающие переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков описывающих поведение детей в этот п ...
Педагогика для детей и для взрослых
У того, кто делает что-либо новое, должны быть ошибки, не надо бояться ошибиться. Неуспехи и трудности будят мысль. Дуралей тот, кто хочет, чтобы всегда было легко. Мудрец сказал: что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств. Что из того, что восп ...
Понятие интеллекта
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Согласно академику Н ...