Данные анкетирования специалистов необходимо дополнить данными беседы с социальным работником Центра (Приложение 12).
Анализ беседы проведенной с социальным работником позволил получить следующую информацию. Возраст социального работника 25 лет; по специальности - социальный работник; общий стаж работы - 3 года, из них со слабослышащими детьми - 1 год (время работы в Центре); имеет высшее образование. В документации по социальному развитию слабослышащих детей, которую ведет социальный работник, не отражена работа по социализации слабослышащих учащихся Центра.
По словам социального работника, в своей работе социализации слабослышащих детей он отводит "второстепенное значение" и непосредственной целенаправленной работы в этом направлении не проводит. Из этого можно предположить, что социальный работник не достаточного осознает социализирующую функцию диалогической речи. Свое общение с детьми социальный работник организует с помощью устной речи. Дети стараются с ним общаться также, в некоторых случаях проявляют активность и "могут довольно часто задавать вопросы". Но социальный работник замечает, что "между собой они в подавляющем большинстве случаев общаются жестами, независимо от того, хорошо ребенок слышит и говорит или нет". При вынужденной встрече со слышащими взрослыми, например с врачем-сурдологом, "дети говорят устно, но без желания".
В беседе выяснилось, что социальный работник имеет некоторый опыт наблюдений за речевым поведением слабослышащих детей. Она отмечает, что "сами дети не стремятся говорить". В ситуации, когда дети при ней должны общаться со слышащим собеседником, они "не хотят надеяться на себя", перекладывают ответственность на взрослого, часто обращаются за помощью к социальному работнику, мимикой и жестами "намекают" на то, чтобы она говорила за них. Социальный работник, в свою очередь, приходит к ним на помощь и общается со слышащим собеседником сама вместо детей, так как задачу развития навыков общения в своей работе она не ставит.
Работа социального работника с родителями слабослышащих детей касается, в основном, вопросов жизни ребенка и возможных конфликтов между родителями и детьми. Проблема устной коммуникации и ее значения для социализации слабослышащих детей не достаточно остро воспринимается самим социальным работником и родителями этих детей. Между тем, работа по развитию речи, в т. ч. и диалогической, имеет большую ценность в плане социализации. В этой связи работа социального работника была бы более полезной, если бы он обращал на это внимание.
Основываясь на данных анкетирования специалистов, можно сформулировать следующие выводы. Более половины (68,4 %) опрошенных считают, что их учащиеся в настоящее время не могут полноценно общаться со слышащими окружающими. Практически половина респондентов (52,6 %) уверены, что и в будущем эти дети не смогут свободно общаться со слышащими.
Опрошенные считают, что слабослышащие учащиеся в общении со слышащими проявляют себя не активно или не достаточно активно, что практически не приемлемо для ведения диалога со слышащим собеседником.
Можно высказать предположение о том, что специальная целенаправленная систематическая работа по развитию диалогической речи слабослышащих детей помимо специальных занятий, во внеурочное время отсутствует, несмотря на то, что во внеурочное время, открывается широкие возможности для развития и совершенствования навыков устной коммуникации, расширения круга общения слабослышащих детей.
Перейдем к анализу результатов анкетирования родителей слабослышащих исследуемых (Приложение 13). В результате проведенного анкетирования выяснилось, что абсолютно все респонденты считают, что их слабослышащим детям нужно учиться общаться, вести беседу с нормально слышащими людьми. Они видят это необходимым для дальнейшей жизни среди нормально слышащих людей, для "правильного развития и восприятия окружающего мира", для того, чтобы "лучше развивать свою речь" и др. Некоторые из опрошенных родителей считают это важным для "общего развития", для "реабилитации", для "расширения кругозора ребенка", а также для того, "чтобы быстрей заговорить", "чтобы ребенок чувствовал себя более полноценным" и др. Однако большинство респондентов (75 %) считают, что их дети не смогут полноценно общаться со слышащими людьми.
Читайте также:
Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления
Как и любая реформируемая система, система образования Российской Федерации испытывает определенные трудности. Например, проблема равенства доступа к образованию, которая имеет два основных аспекта: 1) обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функц ...
Цель педагога
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтом ...
Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного обучения
Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузо ...