Практическая реализация технологий социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 15

Данные анкетирования специалистов необходимо дополнить данными беседы с социальным работником Центра (Приложение 12).

Анализ беседы проведенной с социальным работником позволил получить следующую информацию. Возраст социального работника 25 лет; по специальности - социальный работник; общий стаж работы - 3 года, из них со слабослышащими детьми - 1 год (время работы в Центре); имеет высшее образование. В документации по социальному развитию слабослышащих детей, которую ведет социальный работник, не отражена работа по социализации слабослышащих учащихся Центра.

По словам социального работника, в своей работе социализации слабослышащих детей он отводит "второстепенное значение" и непосредственной целенаправленной работы в этом направлении не проводит. Из этого можно предположить, что социальный работник не достаточного осознает социализирующую функцию диалогической речи. Свое общение с детьми социальный работник организует с помощью устной речи. Дети стараются с ним общаться также, в некоторых случаях проявляют активность и "могут довольно часто задавать вопросы". Но социальный работник замечает, что "между собой они в подавляющем большинстве случаев общаются жестами, независимо от того, хорошо ребенок слышит и говорит или нет". При вынужденной встрече со слышащими взрослыми, например с врачем-сурдологом, "дети говорят устно, но без желания".

В беседе выяснилось, что социальный работник имеет некоторый опыт наблюдений за речевым поведением слабослышащих детей. Она отмечает, что "сами дети не стремятся говорить". В ситуации, когда дети при ней должны общаться со слышащим собеседником, они "не хотят надеяться на себя", перекладывают ответственность на взрослого, часто обращаются за помощью к социальному работнику, мимикой и жестами "намекают" на то, чтобы она говорила за них. Социальный работник, в свою очередь, приходит к ним на помощь и общается со слышащим собеседником сама вместо детей, так как задачу развития навыков общения в своей работе она не ставит.

Работа социального работника с родителями слабослышащих детей касается, в основном, вопросов жизни ребенка и возможных конфликтов между родителями и детьми. Проблема устной коммуникации и ее значения для социализации слабослышащих детей не достаточно остро воспринимается самим социальным работником и родителями этих детей. Между тем, работа по развитию речи, в т. ч. и диалогической, имеет большую ценность в плане социализации. В этой связи работа социального работника была бы более полезной, если бы он обращал на это внимание.

Основываясь на данных анкетирования специалистов, можно сформулировать следующие выводы. Более половины (68,4 %) опрошенных считают, что их учащиеся в настоящее время не могут полноценно общаться со слышащими окружающими. Практически половина респондентов (52,6 %) уверены, что и в будущем эти дети не смогут свободно общаться со слышащими.

Опрошенные считают, что слабослышащие учащиеся в общении со слышащими проявляют себя не активно или не достаточно активно, что практически не приемлемо для ведения диалога со слышащим собеседником.

Можно высказать предположение о том, что специальная целенаправленная систематическая работа по развитию диалогической речи слабослышащих детей помимо специальных занятий, во внеурочное время отсутствует, несмотря на то, что во внеурочное время, открывается широкие возможности для развития и совершенствования навыков устной коммуникации, расширения круга общения слабослышащих детей.

Перейдем к анализу результатов анкетирования родителей слабослышащих исследуемых (Приложение 13). В результате проведенного анкетирования выяснилось, что абсолютно все респонденты считают, что их слабослышащим детям нужно учиться общаться, вести беседу с нормально слышащими людьми. Они видят это необходимым для дальнейшей жизни среди нормально слышащих людей, для "правильного развития и восприятия окружающего мира", для того, чтобы "лучше развивать свою речь" и др. Некоторые из опрошенных родителей считают это важным для "общего развития", для "реабилитации", для "расширения кругозора ребенка", а также для того, "чтобы быстрей заговорить", "чтобы ребенок чувствовал себя более полноценным" и др. Однако большинство респондентов (75 %) считают, что их дети не смогут полноценно общаться со слышащими людьми.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17


Читайте также:

Место сюжетно-ролевых игр в системе средств формирования личности
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется т ...

Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...

Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковеде ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru