В Псковской области, начиная с 1991 года, удалось многого достичь для того, чтобы люди с тяжелой формой инвалидности, имеющие нарушения интеллекта, аутизм, детский церебральный паралич, множественные нарушения, в т. ч. нарушения слуха, были включены в активную жизнь общества [62]. Сегодня жители Пскова с особенностями развития имеют возможность получать комплексную помощь специалистов от рождения до зрелого возраста в различных учреждениях.
Остановимся кратко на том, каким образом строится работа системы в регионе (Приложение 1). Появление в семье ребенка-инвалида вызывает комплекс проблем, к решению которых родители изначально не готовы. В результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации, для преодоления которой требуется помощь в решении психологических, медицинских, педагогических, социальных, правовых проблем, вызванных появлением ребенка с особыми потребностями. Решение задачи комплексного сопровождения семьи взяла на себя Служба сопровождения семьи и ребенка, действующая в структуре общественной организации родителей детей-инвалидов "Я и Ты" при поддержке Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. Уже в первые дни выявления серьезных проблем в развитии ребенка вместе с психологической поддержкой родители получают информацию о том, какие специалисты и где могут оказать необходимую помощь их ребенку в развитии. Такой подход к сопровождению семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволяет сократить количество отказов от детей.
Помимо поддержки родителей с первых месяцев жизни ребенка ему оказывается комплексная помощь в развитии специалистами разных профессий. Услуги ранней помощи предоставляются тремя псковскими центрами, один из которых относится к системе здравоохранения, два других - к системе образования. Важным элементом работы каждого центра является мультидисциплинарный подход, позволяющий специалистам вместе с родителями всесторонне оценить состояние ребенка, разработать и реализовывать комплексную программу оказания ему психолого-педагогической и медицинской помощи. Кроме центров для детей дошкольного возраста в городе имеются специализированные детские сады, принимающие детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата. В дополнение к ним в 2011 году при Центре лечебной педагогики открыто дошкольное отделение.
Следующим звеном в системе оказания помощи людям с тяжелыми нарушениями развития являются учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям школьного возраста. ГОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (ЦЛП) начал работу с такими детьми в 1993 году, позже при коррекционной школе VIII вида № 1 были созданы классы для детей со сложной структурой дефекта. Благодаря работе этих учреждений дети, ранее считавшиеся необучаемыми, получили возможность регулярно посещать образовательное учреждение. В ЦЛП обучение осуществляется на основе индивидуальных программ и направлено на развитие жизненной компетенции детей, на формирование у них таких навыков, умений, представлений, которые помогут им реализовать их потенциальные возможности, включаясь в жизнь общества.
Выпускники ЦЛП и коррекционных школ VIII вида, имеющие инвалидность, по достижении ими 18-летнего возраста поступают в Государственное учреждение социального обслуживания "Производственно-интеграционные мастерские". Это уникальное учреждение не только для Псковской области. Оно обеспечивает занятость 130 взрослых людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающими в г. Пскове. Их занятость обеспечивается трудом в пяти производственных отделениях: швейное, прачечное, деревообработки, растениеводства и картонажное, а также в трех непроизводственных: отделение развития и ухода, хозяйственное и тренировочное.
Слабослышащие дети - учащиеся Центра - представляют собой неоднородную группу детей с различным состоянием слуховой функции, уровнем общего и речевого развития, мыслительной деятельности.
Приведем в качестве примера данные о некоторых слабослышащих участниках эксперимента, свидетельствующие о разнообразии состояния их слуха, речевых особенностей и др. (Приложение 2).
На основе анализа личных дел и характеристик речи школьников экспериментальной группы можно заключить, что у большинства из них двусторонняя тугоухость III-IV степени по Международной классификации нарушений слуха. У нескольких детей имеются родственники с нарушенным слухом. Сопутствующие заболевания (косоглазие, сколиоз, сниженное зрение и т.д.) отмечены у 40 % исследуемых. На момент составления материалов личных дел задержка психического развития и педагогическая запущенность были отмечены у 38 % детей, у остальных 62 % - интеллект сохранен. В самостоятельной речи развернутыми фразами пользуются 47 % исследуемых детей. Речь внятная у большей части исследуемых (60 %), у остальных (40 %) - невнятная или маловнятная. Лишь у 26 % детей речь можно охарактеризовать как эмоциональную и выразительную. Большая часть слабослышащих учащихся (79 %) не соблюдают в речи слоговое, логическое ударение и нормы орфоэпии. У 57 % отмечается нарушение темпа речи (в основном - замедленный темп). Грубые дефекты звукопроизношения (гнусавость, призвуки и др.) отмечаются у половины (52 %) исследуемых. Многие из детей испытывают значительные трудности при общении: контакт с взрослыми и другими детьми в Центре устанавливают трудно, стесняются переспросить, испытывают некоторое смущение при общении и т.д.
Читайте также:
Компетенция ПКПП-9
Компетенция ПКПП-9 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников». Под компетенцией ПКПП-9 понимается способност ...
Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к
учебной деятельности через использование современных информационных технологий
Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования. Формирова ...
Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...