В дошкольных и школьных образовательных учреждениях создаются группы, классы компенсирующего вида, В последнее время получает распространение интеграция детей с недостатками в развитии в общеобразовательные школы. Развивается психологическая служба. Все большее значение приобретают центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказывающие многопрофильную помощь детям и их родителям, практическим работникам образовательных учреждений.
Значительная роль в преодолении школьной дезадаптации отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям для детей и подростков с девиантным поведением.
Большими возможностями в работе по преодолению школьной дезадаптации располагает дополнительное образование. Учреждения дополнительного образования, реализующие разнообразные образовательные программы предоставляют условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации личности ребенка в процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности.
Вместе с тем существующая система образования, условия, предлагаемые ребенку в школе и семье, зачастую способствуют развитию дезадаптации у детей вследствие объективной невозможности, нежелания или неспособности учитывать конкретные особенности личности конкретного ребенка.
Организация работы по профилактике школьной дезадаптации в образовательных учреждениях невозможна без высокой педагогической культуры коллектива в целом, создания атмосферы позитивной поддержки любого, самого сложного учащегося. Однако этому препятствует ряд проблем, среди которых можно выделить нехватку квалифицированных педагогических и психологических кадров, низкий уровень компетенции подавляющего большинства педагогических работников в области основ психологии и дефектологии, а также педагогической деонтологии.
Недостаточно четко разработаны и не унифицированы критерии диагностики обучающихся, нуждающихся в компенсирующем обучении.
Серьезные нарекания вызывает процедура отбора детей в коррекционные классы, не определены субъекты, участвующие в этом процессе, их права, полномочия, ответственность. Недостаточно отработана дифференциация самих классов, работающих в направлении компенсирующего обучения.
Не определена процедура отслеживания положительной динамики развития учащегося и своевременного его перевода в общеобразовательный класс, что увеличивает опасность существования в школе своего рода <закрытых классов> для детей с проблемами. Недостаточно уделяется внимания детям, находящимся в пограничном состоянии.
Введение государственных стандартов образования слабо соотносится с проблемами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Существуют проблемы с итоговой аттестацией детей, которых не удалось вывести на госстандарт образования.
К сожалению, несмотря на внесение соответствующих изменений в Закон <Об образовании>, до сих пор не изжита практика избавления от не способных к адаптации обучающихся.
Не вызывает сомнения острая необходимость в организации системы реабилитации детей со школьной дезадаптацией начинать профилактическую и коррекционную работу с дошкольного возраста в системе общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.
Специальные коррекционные учреждения способны принять только 30 процентов детей, нуждающихся в специальной помощи. Нет специальных учреждений для детей с тяжелыми формами умственной отсталости.
Некоторые учреждения, причислявшие себя к реабилитационным центрам, в действительности не являются таковыми, так как не отвечают минимальным требованиям, предъявляемым к реабилитационной структуре.
Программно-методическое обеспечение в образовательных учреждениях нуждается в серьезном реформировании. Ряд категорий детей вообще не обеспечены специальными программами (слепые и слабовидящие, дети с ДЦП, дети с ЗПР, дети с РДА и др.). Практически отсутствует методическая литература для родителей, воспитателей, педагогов по выявлению, предупреждению и преодолению доступными им средствами проблем в психофизическом развитии ребенка, что исключает огромное число детей из процесса коррекционной педагогической и психологической помощи нуждающимся детям.
Читайте также:
Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов
Цель и содержание экскурсий, по словам Г.И. Фроловой [24, с. 31], как учебного занятия всегда определяется ее темой предусмотренной программой, и предполагают решение конкретных образовательных задач. Знания детей, полученные на программных экскурсиях в процессе прогулок, закрепляются и расширяются ...
Педагогические условия
возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизиру ...
Анализ ОЭР с педагогической запущенности детьми младшего школьного возраста
На основании данных, полученных в ходе первичного исследования, была создана комплексная программа коррекции педагогической запущенности младших школьников. После реализации комплексной программы «Путешествие в страну понимания» нами были проведены повторное диагностическое исследование, где данные ...