В системе общего образования области реализуются приоритетные направления государственной образовательной политики.
Комплекс мер, принимаемых с целью обеспечения конституционных прав несовершеннолетних на получение общего образования, позволил снизить число учащихся, отчисленных из общеобразовательных учреждений без уважительной причины.
Таблица 1.7
Показатели, характеризующие сферу образования Иркутской области
Учебный год |
% от общего контингента |
Число отчисленных школьников |
2006 – 2007 |
0,23 |
805 |
2007 – 2008 |
0,16 |
537 |
2008 – 2009 |
0,14 |
513 |
2009– 2010 |
0,13 |
374 |
Растет уровень успеваемости учащихся общеобразовательных учреждений: 2007 ─ 2008 учебный год – 99,3 %; 2008 ─ 2009 учебный год – 99,4 %; 2009 ─ 2010 учебный год – 99,5 %. Более 300 выпускников ежегодно получают золотые и серебряные медали.
Регионализация системы профессионального образования обеспечивает более динамичное развитие всех ее структурных компонентов с учетом запросов регионального рынка труда.
Одним из основных направлений деятельности в сфере образования является подготовка конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов.
На современном этапе актуальным является вопрос развития социального партнерства учебных заведений и работодателей. Основными показателями проведенной работы в данном направлении является положительная тенденция востребованности выпускников – занятость выпускников 2009 года составила 89 % (63 % – направлено на работу, 15 % – служба в российской армии, 11 % – продолжение учебы в вузах и средних специальных образовательных учреждениях).
Основные проблемы в сфере образования Иркутской области:
1. Отсутствие научно обоснованного прогноза в потребности подготовки кадров в отраслевом и территориальных разрезах.
2. Неудовлетворительная материально-техническая база образовательных учреждений, в том числе медицинских кабинетов, что напрямую связано с дефицитом бюджетных средств.
3. Недоукомплектованность общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями.
4. Потребность в транспортных средствах для организации ежедневного подвоза школьников в сельских районах.
В качестве стратегических направлений в системе образования области по работе с детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями здоровья являются направления, обеспечивающие защиту их прав на получение качественного образования, реализацию права воспитываться в семейных условиях и право на получение установленных мер социальной поддержки.
По прогнозу к 2012 году общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области составит 32 тыс. человек.
Существование интернатных учреждений в области требует создания необходимых условий для обучения, воспитания и развития находящихся в них детей-сирот и детей-инвалидов.
Таблица 1.7
Основные задачи в сфере образования Иркутской области и пути их решения
Задачи |
Мероприятия |
1. Обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с законом |
1. Строительство новых зданий для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении области. 2. Проработка вопроса о разработке регионального компонента государственного образовательного стандарта области |
2. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1. Ежемесячная выплата опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством). 2. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении области, бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. 3. Обеспечение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы в соответствии с законодательством. 4. Обеспечение выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении области, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в соответствии с законодательством. 5. Оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей (в т.ч. в учреждения для детей-сирот, на патронатное воспитание). 6. Оказание содействия в трудоустройстве выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
3. Сбалансированное развитие дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего и профессионального образования в соответствии с потребностями области |
1. Развитие вариативности дошкольного образования, интеграция образовательных программ. 2. Проведение мониторинга качества образования с созданием системы мер по развитию вариативности содержания образования, педагогических технологий, направленных на выполнение социального заказа на образовательные услуги. 3. Оптимизация сети учреждений начального профессионального образования с учетом рынка труда области |
4. Информационное обеспечение образовательных учреждений |
1. Информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений. 2. Организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин |
5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников |
Создание условий для развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях |
6. Информатизация образования |
1. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс и управленческую деятельность государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении области |
7. Повышение престижа педагогических работников |
1. Привлечение в сферу образования молодых талантливых специалистов. 2. Поддержка молодых специалистов в соответствии с законодательством |
8. Выявление и поддержка одаренных детей и подростков |
Расширение системы мероприятий, создающих условия для проявления и развития способностей детей, подростков и молодежи |
9. Реализация принципа государственно-общественного характера управления образованием |
Распространение опыта создания попечительских и управляющих советов образовательных учреждений |
Читайте также:
Практическая реализация технологий социальной работы
со слабослышащими детьми
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с ...
Формы работы учителя по воспитанию половой культуры учащихся
После проведения тестирования мною было проведено внеклассное мероприятие на тему «Планете будущего» и тестирование родителей детей. В этом мероприятии принимало участие 23 человека (13 мальчиков и 10 девочек). Целью первого этапа было осознание детьми своих ролей в будущем. На этом этапе ребята уз ...
Основные направления и условия успешного развития речи младших школьников
Целью обучения развития речи является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности. Для достижения поставленной цели необходима кропотливая работа. Все обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных напралений:1)совершенствование собственно речевой деятельности (говоре ...