Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 города Костаная. В эксперименте принимало участие 26 человек экспериментального 3 «В» класса и 26 человек контрольного 3 «А» класса.

Целью эксперимента является проверка эффективности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению. В соответствии с целями и задачами эксперимента нами была разработана программа, включающая три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), каждый из которых отражал происходящие изменения и предполагал анализ их содержания. Реализация данной программы эксперимента предусматривала позитивные изменения ведущих характеристик познавательного интереса школьников.

Первым этапом экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента.

Целью данного эксперимента было выявить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в учебной внеучебной деятельности, а также на уроках литературного чтения. Констатирующий этап эксперимента был проведен в течение двух месяцев: сентября и октября 2012 года.

Второй этап исследования заключался в проведении формирующего эксперимента. Цель данного эксперимента сводилась к внедрению методики формирования познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения и во внеучебной деятельности.

Завершающим этапом исследования было проведение контрольного эксперимента, где было проведено повторное диагностирование уровня сформированности познавательных интересов младших школьников в экспериментальном и контрольном классах, а также был проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Наблюдение как метод педагогического исследования познавательного интереса сопутствовал всему процессу его изучения.

Ребутовская Е.Г. считает, что на разных этапах возрастного развития школьника познавательный интерес имеет определенную специфику. В младшем школьном возрасте интересы учащихся качественно не меняются: на протяжении почти всего этого периода познавательные интересы являются чисто эмпирическими и носят эпизодический характер. Во взаимодействии с учениками при проведении учебных занятий необходимо учитывать наличествующие у каждого из учеников уровни познавательного интереса, поскольку нет абсолютно одинаковых учеников[53].

Исходя из этого положения, нами были определены критерии выявления уровня сформированности познавательного интереса: познавательная активность, познавательная самостоятельность, интерес к внеучебной деятельности.

Каждый из критериев имеет свои характерные показатели, которые характеризуют проявление исследуемых качеств по данному критерию. Данные критерии представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели уровня сформированности познавательного интереса младших школьников

Критерии

Показатели

Познавательная активность

Интенсивность вопросов; концентрация внимания; сосредоточенность на вопросе; позитивные эмоциональные переживания и чувства; потребность в интеллектуальных достижениях; делится мнением с одноклассниками, учителем.

Познавательная самостоятельность

Интерес к выполнению деятельности; проявление инициативы и самостоятельности

в постановке задач и выборе способа реализации задуманного; концентрация внимания; обращение к дополнительной литературе.

Интерес к внеучебной деятельности

Интерес к данной деятельности; заинтересованность в процессе действий; привлекательность фактов и явлений; знакомится с дополнительной литературой; делится новыми впечатлениями с одноклассниками, товарищами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многи ...

Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является экспериментальным, учитель работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. В своей работе учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы обучения. Особенно интересным и эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе с детьми. У ...

Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru