Результаты таблицы показали, что высокий уровень познавательной самостоятельности экспериментального 3 «В» класса имеют 7 учеников, что составило 27 %, средний уровень показали 13 учеников, что составило 50 %, низкий уровень показали 6 учеников, что составило 23 %. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения учителем комплекса методов и приемов, направленных на формирование познавательной самостоятельности младших школьников.
Полученные данные таблицы отображены в виде диаграмм (Рисунок 3,4).
Рисунок 3. Диаграмма уровня сформированности познавательной самостоятельности младших школьников экспериментального класса на констатирующем этапе
Рисунок 4. Диаграмма уровня сформированности познавательной самостоятельности младших школьников контрольного класса на констатирующем этапе
«Методика с конвертами» была проведена с целью выявления уровня познавательного интереса младших школьников через внеучебную деятельность [55].
Данная методика проводилась с каждым учеником индивидуально на уроке внеклассного чтения. Данная методика сочеталась с наблюдением, интервью и ответами школьника. Перед учениками было 5 конвертов на выбор, каждый конверт был определенного цвета, на конверте было его название и направление деятельности. В каждом конверте было по 3 вопроса, школьнику предлагалось выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Выбор первого вопроса оценивался высоким уровнем, так как требовал от школьника грамотного, рассудительного, распространенного, четкого ответа. Ответ на второй вопрос оценивался средним уровнем, от школьника также требовался грамотный и четкий ответ, но вопрос содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ. Третий вопрос оценивался низким уровнем, так как ответ на данный вопрос не требовал от школьника особых усилий и знаний.
Школьникам были предложены конверты с вопросами конкретной направленности:
1 конверт « Праздник сказки » (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
Направленность: познавательные и воспитательные дела.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? Расскажи, какие события происходят в сказке «Дюймовочка»?
Расскажи начало сказки «Дюймовочка».
Какие сказки ты прочитал в 3 классе?
2 конверт «Праздник рукоделия».
Направленность: нравственно – трудовая проблематика.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? В каких сказках есть трудолюбивые герои? Приведи примеры.
Приведи примеры пословиц о труде.
Чем ты любишь заниматься в свободное время от уроков?
3 конверт Праздник музыки «Где живут нотки».
Направленность: эстетические и воспитательные дела.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? Знаешь ли ты какие – нибудь книги о музыке и музыкантах?
На чем играл каждый из бременских музыкантов?
Назови, какие ты знаешь музыкальные инструменты?
4 конверт «Праздник леса».
Направленность: экологические и воспитательные дела.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? Расскажи, как должна осуществляться охрана лесов?
Расскажи о правилах поведения в лесу.
Зачем люди ходят в лес?
5 конверт «Пустой».
Направленность: отсутствие интереса, к какой – либо деятельности.
В этом конверте отсутствовали вопросы.
Результаты данной методики отражены в таблице 5.
Таблица 5. Уровень сформированности интереса младших школьников к внеучебной деятельности экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе
Уровень сформированности интереса к внеучебной деятельности |
3 «В» класс (Экспериментальный класс) |
3 «А» класс (Контрольный класс) | ||
Количество учеников |
% соотношение |
Количество учеников |
% соотношение | |
Высокий |
10 учеников |
39 % |
9 учеников |
35 % |
Средний |
14 учеников |
54 % |
15 учеников |
58 % |
Низкий |
2 ученика |
7 % |
2 ученика |
7 % |
Читайте также:
Алкадиены
Алкадиены (диены) – непредельные алифатические углеводороды, молекулы которых содержат две двойные связи. Общая формула алкадиенов СnH2n-2. Свойства алкадиенов в значительной степени зависят от взаимного расположения двойных связей в их молекулах. По этому признаку различают три типа двойных связей ...
Формы проявления нарушений поведения
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовы ...
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Цель экологического воспитания - форм ...