Младшим школьникам были предложены вспомогательные вопросы, при помощи которых ребята могли справиться с этим заданием:
- Понравился ли тебе рассказ? Почему?
- Удачно ли созданы автором образы героев?
- Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?
- Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?
- Поясни заглавие рассказа.
По завершению работы было выявлено, что два ученика не справились с этим заданием, не потому что они не знали, а потому что у них не сформировано умение работать самостоятельно, и поэтому школьники смогли выполнить работу только по образцу.
Еще одним способом формирования познавательного интереса, который максимально задействует творческий потенциал младших школьников, является прием драматизации [60].
Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, так как по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности учеников и их самостоятельности можно выделить несколько видов творческих заданий с использованием приема драматизации:
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
постановка «живых картин» к произведению;
словесное рисование;
составление сценария спектакля, устное описание декораций;
драматические импровизации;
развернутые драматические представления.
На одном из уроков внеклассного чтения по теме: И. Суриков «Детство» был использован прием словесного рисования. Словесное рисование – это прием, когда ребенок словами рисует картины к произведению. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не должны двигаться, не должны разговаривать, они как будто «застыли», как на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:
выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
«рисуется» место, где происходит событие;
изображаются действующие лица;
добавляются необходимые детали;
«раскрашивается» контурный рисунок.
После того, как младшим школьникам была передана суть словесного рисования и приведены примеры словесного рисования, многих учеников заинтересовало это задание, и по желанию учащиеся привели личные примеры. Далее школьникам было предложено использовать прием словесного рисования и применить его к четверостишию стихотворения «Детство».
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках,
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья - мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег .
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Поначалу школьникам было трудно выполнить задание с первого раза, но попробовав еще несколько раз, многие ученики были адаптированы к этой работе и прекрасно выполнили это задание.
Далее было рассмотрено творческое задание, как «создание фильма» к рассказу. На уроке литературного чтения была продолжена работа над произведением Н.Н. Носова «Телефон».
Задачи урока:
Формировать умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию;
Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии;
Создать условия для формирования умений и навыков работать в группе;
Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.
Читайте также:
Цель и задачи сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять д ...
Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...
Цель педагога
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтом ...