Экскурсия является одной из форм организации непосредственного наблюдения детьми интересных событий и явлений. Во время экскурсий дети слушают рассказ педагога. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу, то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, т. е. способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку (стройка, почта, магазин и т.д.). При этом важна и эстетическая сторона: чистота на объекте наблюдения, красивое оформление помещения, привлекательные для детей предметы. Дошкольникам свойственно, прежде всего, обращать внимание на внешнюю сторону наблюдаемых явлений, и эстетическое восприятие при этом служит основой для развития интереса к объекту наблюдения.
Нами были проведены экскурсии в библиотеку, на почту, в магазин. В процессе проведения экскурсий мы обращали внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о маленьких гражданах страны.
Содержание экскурсий служило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др. Дети наблюдали за возведением жилого дома и по возращении строили дом из большого напольного строительного материала.
Показателем успешно проведенной экскурсии считается возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр. Это означает, что экскурсия вызвала эмоционально положительное отношение, потребность выразить его в собственной деятельности. Так возникла игра в библиотеку, строительство дома.
Мы понимали, что сложную задачу воспитания у дошкольников патриотизма невозможно решить без участия семьи. Мы использовали следующие формы работы с родителями:
1. Сбор наглядного материала о городе Рогачеве и поселке Приднепровский совместно с детьми (значки, открытки и пр.);
2. Проведение конкурсов детского рисунка на тему: "Улица, на которой я живу";
3. Для закрепления знаний о родственных связей в семье и семейных традиций среди родителей был проведен конкурс "Генеологическое дерево моей семьи" (см. Приложение О);
4. Проведение прогулок по местам боевой славы района;
5. Посещение художественной выставки картин о природе Беларуси;
6. Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны;
7. Прослушивание аудиозаписей для детей: "Дедушкины рассказы" Любарской, "День Победы";
8. Акция "Чистый поселок", в течение которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.
Таким образом, на формирующем этапе исследования нами была проведена опытно-педагогическая работа с педагогами, детьми и родителями.
С целью выявления эффективности проведенной работы мы провели контрольный эксперимент по той же методике, что и констатирующий.
Были получены данные, позволяющие судить об уровне развития у детей знаний и представлений о родном крае и его достопримечательностях (Приложение Д).
Активность дошкольников экспериментальной группы в играх проявлялась в разнообразии сюжетов и ролей ("Строители", "Почта", "Водитель автобуса" и т. д.), игровых действиях и отношениях, в коллективности и длительности игр; устойчивость активности – в повторении и усложнении знакомых сюжетов, применении новых атрибутов; осознанность – в способности самостоятельно организовать игру, выполнить роль, привлечь в игру сверстников и передать им некоторую информацию.
В ходе экскурсий дети обращали внимание на символику города, расположенную на зданиях, растяжках, вывесках (см. Приложение К).
В рисунках детей появились изображения достопримечательностей родного края (см. Приложение М).
патриотизм нравственный дошкольник достопримечательность
Таблица 2.3 1. Уровень развития патриотизма у старших дошкольников (контрольный этап исследования)
Группы |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Эксп. гр. |
10 (50%) |
9 (45%) |
1 (5%) |
Контр. гр. |
8 (40%) |
10 (50%) |
2 (10%) |
Читайте также:
Компетенция ПКСПП-7
Компетенция ПКСПП-7 – это профессиональная компетенция в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании: «способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педа ...
Общая характеристика предмета в основном общем образовании
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познав ...
Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток ...