Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем.
Успеха в данном вопросе воспитания можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям старшего дошкольного возраста, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к с родному краю.
С целью подготовки педагогов к работе по данному вопросу в Приднепровском УПК был проведен семинар-практикум по теме "Патриотическое воспитание дошкольников" (см. Приложение Е), разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению с родным краем (см. Приложение Ж).
Проведенная работа с педагогами должна была послужить определенным фундаментом, толчком для дальнейшей целенаправленной деятельности в дошкольном учреждении по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Задача воспитателя заключалась в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным краем, но и чувство уважения к людям, его населяющим, интерес к его культурно-историческому наследию и его достопримечательностям. Поэтому детей нужно было знакомить с историей родного края, с его достопримечательностями, памятниками известным людям.
Нами была разработана программа образовательной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем, состоящая из 4 блоков (см. Приложение З).
Программа разрабатывалась, базируясь на конкретных научных подходах.
1. Системный подход, как важнейшее условие разработки и реализации поставленных задач, представленный на разных уровнях:
- ознакомление с близлежащим окружением ребенка, как системой взаимодействия его с социальным миром;
- усвоение существенных взаимосвязей, происходящих в окружающем его мире, наглядно представленных в виде особенностей системообразующего фактора – деятельности человека;
- усвоение детьми системных знаний о родном городе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
2. Диалектический подход — обеспечивающий формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающего (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У старших дошкольников развивается общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования.
3. Культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности путей развития родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
· Утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края;
· Совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю;
· Прививать чувство почитания к традициям родного края, его культуре, историческому и духовному наследию;
· Ориентировать родителей на привитие детям интереса к истории родного края, культуры поведения в общественных местах. Проводить обмен опытом по этим вопросам между родителями.
Развивающие:
· Прививать интерес к культурному и историческому наследию родного края;
· Стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности;
· Вести активную пропаганду по данной теме, освящать через наглядную агитацию.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь, уважение к родному краю, гордость за то, что являешься его жителем;
· Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края;
· Воспитывать эмоционально-деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родного края.
В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.
1. Энциклопедичность — обеспечивает отбор содержания знаний (ландшафт, социальный мир, культура и т.д.).
2. Уникальность места — как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Этот принцип предполагает изучение специфики культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития родного края (Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина). Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Читайте также:
Содержание и методика патриотического воспитания старших
дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем. Успеха в данном вопросе воспитания можно дос ...
Формы работы учителя по воспитанию половой культуры учащихся
После проведения тестирования мною было проведено внеклассное мероприятие на тему «Планете будущего» и тестирование родителей детей. В этом мероприятии принимало участие 23 человека (13 мальчиков и 10 девочек). Целью первого этапа было осознание детьми своих ролей в будущем. На этом этапе ребята уз ...
Требования к личности педагога, развивающему
толерантность у подрастающего поколения
Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отноше ...