Стоит отметить тот факт, что на момент проведения контрольного эксперимента дети экспериментальной группы стали гораздо меньше сопровождать свои реплики жестами. Замена реплик диалога жестами не наблюдалась. У исследуемых контрольной группы во время проведения контрольного эксперимента отмечались сопровождение и замена словесных реплик диалога жестами.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях в устной коммуникации у детей экспериментальной группы:
в диалогической речи слабослышащих детей увеличилось количество реплик-стимулов;
увеличился объем реплик, используемых слабослышащими детьми в диалоге;
повысился общий уровень речевой коммуникации слабослышащих детей;
слабослышащие дети стали лучше понимать смысл обращенной к ним речи;
дети стали пользоваться словами и фразами речевого этикета;
повысилась мотивация, активность и инициативность слабослышащих детей в диалоге;
расширилась тематика диалогов, отражающая реальные жизненные интересы и ситуации;
увеличилась полнота раскрытия и выдержанность тем диалогов.
У учащихся контрольной группы сохранились особенности диалогической речи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента:
пассивная позиция в диалоге;
короткие и неразвернутые реплики диалога (например, ответы "Да", "Нет", "Там", "Не знаю" и т.п.);
замены ответных реплик на соответствующие утвердительные или отрицательные жесты;
существенные трудности в понимании обращенной речи собеседника (многие учащиеся продолжали переспрашивать, так как часто не понимали обращенную речь);
отсутствие желания продолжить разговор на определенную тему;
сопровождение или замена реплик диалога жестами (в основном учащиеся контрольной группы жестикулировали названия фильмов, магазинов, имена друг друга и т.п.). Здесь стоит заметить, что детям с нарушенным слухом, в т. ч. слабослышащим, свойственно прибегать в процессе общения к жестам. Но необходимо подчеркнуть несовместимость использования этих средств коммуникации со словесным общением со слышащими;
пониженная речевая активность, невнимательность;
редкое использование форм речевого этикета в диалоге;
большинство тем диалога не выдерживаются, т.е. ограничиваются 1-2 репликами.
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Наблюдения, осуществляемые в ходе формирующего эксперимента, позволили заключить, что система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время способствует положительной динамике в их общем речевом развитии.
Так у слабослышащих детей повысилась активность и инициативность в устной коммуникации, они стали пользоваться словами и фразами речевого этикета, у них повысилась мотивация общения, появилась желание общаться, увеличилось количество реплик и их объем и др.
Проведенный контрольный этап показал в целом положительную динамику в развитии диалогической речи слабослышащих детей, в увеличении объема реплик, в развитии познавательной активности в диалоге, в умении грамотно вести диалог. В результате контрольного эксперимента подтвердилась эффективность предложенной нами программы.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о положительной динамике в овладении словесным общением слабослышащими детьми экспериментальной группы и указывает на целесообразность и необходимость реализации предложенной нами системы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности.
Читайте также:
Направления деятельности, способствующие развитию
личности ребенка 11-15 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить следующие направления деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура и с ...
Психолого-педагогические принципы деловой игры
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой разв ...
Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...