Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 3

В рамках созданной системы обеспечивалась взаимосвязь проводимой работы по формированию диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время с подобной работой на уроках русского языка, развития речи и чтения, на которых дети получают основные сведения о языке и речи. Эта взаимосвязь прослеживалась при посещении уроков, совместного с социальным работником обсуждения речевых возможностей детей и т.д. Это, с одной стороны, позволяло слабослышащим детям полученные на уроках речевые умения реализовать во внеурочное время, с другой стороны, опыт речевой коммуникации, приобретаемый в общении со слышащими собеседниками во внеурочной деятельности, создавал благоприятные условия для развития речи на уроках.

В целях проверки эффективности программы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности, был проведен контрольный этап, определивший результаты экспериментального обучения, т.е. повторно организовывалось наблюдение за общением слабослышащих детей со слышащими собеседниками. Анализ результатов эксперимента свидетельствует о значительных изменениях в диалогической речи у детей экспериментальной группы.

Сведенные в Приложение 19 результаты говорят о том, что по сравнению с данными констатирующего эксперимента, изменилось соотношение реплик-стимулов и реплик-ответов у детей экспериментальной группы, в отличие от исследуемых контрольной группы. Так, на момент проведения контрольного эксперимента, у детей экспериментальной группы количество реплик стимулов значительно выросло и стало составлять, практически, половину всего числа реплик диалога. У школьников контрольной группы отмечались незначительные сдвиги в сторону увеличения количества реплик-стимулов.

Остановимся на характеристике реплик, использованных в диалогическом общении. В репликах-ответах слабослышащих исследуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе часто можно было наблюдать типичные фразы, отработанные на занятиях по той или иной теме. Например, на вопрос "Какое время года вы любите?" учащийся четвертого класса ответил "Лето. Летом светит солнышко, деревья зеленые, дети отдыхают на каникулах". На контрольном этапе экспериментальной работы лексическое наполнение реплик расширилось, появились вводные, обиходно-разговорные слова и фразы, которые отрабатывались с экспериментальной группой в процессе экспериментального обучения. Например, на тот же вопрос "Какое время года вы любите?" учащийся того же четвертого класса ответил "Я люблю лето, потому что обычно летом бывает жарко и еще летом можно купаться. Например, на море или на речке".

Реплики-стимулы, которые в констатирующем эксперименте высказывались исследуемыми экспериментальной группы в виде встречных вопросов, например, "А вы?", на контрольном этапе стали содержать слова вежливости, обращения. Например, "Скажите, пожалуйста, сколько вам лет?" или "Извините, а где вы живете?".

В рамках констатирующего эксперимента отмечено, что характер немногочисленных реплик слабослышащих детей экспериментальной группы описательный, т.е. дети ограничивались короткими ответами на вопросы или просто делились со своими слышащими собеседниками информацией по новой или уже обсуждаемой ранее теме. При этом у них не наблюдалось желания продолжить разговор на эту тему, т.е. не проявлялся познавательный интерес в диалоге. На контрольном этапе у них, помимо того, что возросло общее количество реплик-стимулов, изменился и их характер. Учащиеся старались не только отвечать на вопросы по обсуждаемой теме, но и самостоятельно формулировали вопросы по интересующим темам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Игровые технологии, использующиеся при обучении информатике
По словам В.Ф. Шаталова, «сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» [19, с. 43]. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, ...

Регламентация деятельности ДДТ
9.1 Деятельность ДДТ регламентируется следующими видами локальных актов: 9.1.1 Уставом ДДТ; 9.1.2 Программой деятельности ДДТ; 9.1.3 Правилами внутреннего распорядка; 9.1.4 Коллективным договором; 9.1.5 Программой развития; 9.1.6 Должностными инструкциями; 9.1.7 Договором между Учредителем и ДДТ; 9 ...

Методика изучения табличных случаев умножения и деления
Тема «Умножение и деление чисел в пределах 100» является одной из основных тем начального курса математики. Изучается она во 2-м и 3-м классе. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения, но и поняли принципы ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru