Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 8

Проведенное исследование подтверждают необходимость овладения слабослышащим ребенком диалогической речью, т.к. в диалоге наиболее существенно реализуется познавательная активность людей и их потребность в знании; умение вести диалог является важным условием умственного личностного развития и успешной социализации в мире слышащих людей.

Полученные в процессе эксперимента данные показывают, что навыки ведения диалога слабослышащими детьми недостаточны для их успешного речевого взаимодействия с окружающими, в т. ч., слышащими. Слабослышащие дети в целом занимают пассивную позицию в диалоге, предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог. У них не наблюдается желания продолжить разговор на определенную тему. В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения. В ответах на вопросы собеседника дети часто ограничиваются одним словом. В репликах-ответах слабослышащих детей в основном встречаются типовые фразы, отработанные на уроках по той или иной теме. Тематика диалогов практически не выдерживается. Большинство слабослышащих детей имеют низкий уровень речевой коммуникации (малоактивны в общении, участвуют в нем, как правило, по инициативе других, не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь, не умеют последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуются формами речевого этикета, сопровождают или заменяют реплики диалога жестовой речью).

Нами была разработана и апробирована система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности, которая основывается на дифференцированном подходе к работе со слабослышащими детьми, имеющими различные уровни речевой коммуникации. В результате функционирования этой системы расширились возможности практической реализации речевых умений слабослышащих детей в процессе общения.

Результаты экспериментальной работы позволили определить комплекс социально-педагогических условий формирования диалогической речи слабослышащих детей (повышение качества речи слабослышащих детей; дополнение программного содержания раздела "Развитие речи" диалогами, отражающими интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей; расширение практики их общения со слышащими собеседниками; включение специальных упражнений, оптимизирующих разговорные навыки слабослышащих детей; повышение мотивации общения; развитие диалогической речи во внеурочной деятельности; взаимосвязь работы по совершенствованию диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время и на уроках русского языка, развития речи и др.).

На основе наблюдений и выводов, сделанных в ходе экспериментального обучения, были сформулированы методические рекомендации для специалистов Центра по формированию навыков ведения диалога у слабослышащих детей во внеурочной деятельности.

Таким образом, в настоящей работе подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования.

Приложения

Приложение 1

Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития

Описание: http://clp.pskov.ru/downloads/2011/11/Sistema-soprovozhdeniya-Pskov-1024x698.jpg

Приложение 2

Характеристики некоторых слабослышащих детей, участвовавших в эксперименте (из материалов личных дел)

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Читайте также:

Педагогика для детей и для взрослых
У того, кто делает что-либо новое, должны быть ошибки, не надо бояться ошибиться. Неуспехи и трудности будят мысль. Дуралей тот, кто хочет, чтобы всегда было легко. Мудрец сказал: что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств. Что из того, что восп ...

Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Сле­довательно, психологической основой речи слу­жит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на осн ...

Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru