Идея формирования толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
В своей работе мы подробно рассмотрели проблему толерантности в современном обществе, выделили основные причины интолерантного поведения. Помимо различных социальных факторов нами были выделены внутриличностные проблемы, способствующие формированию нетерпимости: заниженная самооценка, повышенная тревожность, нервно-психическая неустойчивость, повышенная агрессивность. Диагностику этих параметров личности мы предлагаем проводить по предложенным в приложениях методикам.
Также в работе представлена сущность принципа толерантности в образовательном и воспитательном процессе, рассмотрены такие критерии толерантности, как: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность, мобильность поведения, социальная активность.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Перед педагогами стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.
В работе раскрывается актуальность и острота проблемы толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря. Важно научить детей быть терпимыми по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно для ребенка в новом временном коллективе с такими разными сверстниками, с национальными, возрастными, личностными и др. особенностями которых он еще не свыкся, к которым еще не адаптировался. Именно по причине непонимания, непринятия другого таким, какое он есть, возникают конфликты между детьми в ДОЛ, и даже между целыми отрядами.
Детский лагерь – прекрасная, благоприятная воспитательная среда, огромное поле деятельности для грамотного педагога. Именно здесь за 18-21 день, непринужденно играя, можно целенаправленно воспитать у детей определенное отношение к жизни, необходимые качества для его успешной жизнедеятельности.
Читайте также:
Система лексических упражнений
1. Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Так, например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и ...
Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного
возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...
Учебные функции ролевых игр
А теперь давайте рассмотрим ролевую игру с точки зрения ее других основных характеристик. В условиях обучения ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в опр ...