История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 5

От внешкольной работы к дополнительному образованию детей (1917-1992 гг.)

Тенденция к развитию внешкольных учреждений была усилена с первых послереволюционных лет. В.С. Пель считает, что "… к 20-м годам ХХ столетия позитивный опыт работы этих заведений настолько положительно зарекомендовал себя, что к моменту создания образовательно-воспитательной системы нового государства его невозможно было не использовать". Большое значение в процессе развития и становления системы внешкольной работы с детьми имела теоретическая и практическая поддержка со стороны Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. Будучи руководителями народного комиссариата просвещения в первом советском правительстве они, не отрицая положительного влияния школы, считали, что различные учреждения внешкольной работы с детьми смогут более продуктивно решать вопросы воспитания и образования человека нового общества. Залогом бурного развития внешкольных учреждений становится то, что их появление и деятельность соответствовали потребностям государства, которое хотело расширить своё влияние на детей, приобщить их к социальным и культурным ценностям, помочь развить творческий потенциал [1].

Первые годы советского периода нашей истории сегодня считают временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

Исторический опыт становления и развития деятельности учреждений внешкольной работы в советский период всесторонне проанализирован в ряде исследований. В работах демонстрируются объективные и субъективные причины создания, формирования и развития различных типов внешкольных учреждений и особенности их деятельности в различные исторические периоды. А также убедительно доказывается, что с первых лет существования этих учреждений, их деятельность была направлена на удовлетворение разнообразных интересов и запросов детей и молодежи, развития их творческих задатков, научение подростков разумной организации свободного времени. Особую ценность в разработке теории внешкольного образования того периода представляет "Энциклопедия внешкольного образования" профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Еще раньше он дал свое определение внешкольному образованию как средству "всестороннего, гармоничного развития личности или человеческого коллектива в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношении".

Уже в ноябре 1917 года, при создании Наркомата просвещения в его состав был включен отдел внешкольного образования. Но основная задача отдела в тот период заключалась в развертывании культурно-просветительской работы, прежде всего, среди взрослого населения. В августе 1918 года в Москве на первом Всероссийском съезде по просвещению работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

Одним из первых клубов, возникших в послереволюционный период, считается открывшейся в ноябре 1917 года социалистический детский клуб "Юный рабочий" (г. Кострома). Впоследствии сеть детских социалистических клубов распространилась по России. В них действовали кружки и мастерские, в которых дети получали трудовые навыки. Кроме того, у детей была возможность занятий спортом, пением, музыкой, подвижными играми. На базе многих детских социалистических клубов впоследствии создавались первые пионерские отряды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...

Анализ эффективности экспериментальной работы
План – программой были охвачены 7 детей из представленной группы. После проведения экспериментального исследования дети контрольной и экспериментальной группы были вновь обследованы на уровень подготовленности и наличие умений изобразительных приемов и навыков. Полученные результаты представлены в ...

Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урок ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru